Спорами вокруг неважных тем часто пытаются отвлечь внимание от важных, и даже тех, которые здравый рассудок и представить не может. Вопрос не в том, разрешит Сербия добычу руды или нет и будут ли рудники или нет. Важно что будут добывать, как и кто.
Важный вопрос — как вернуть народу веру в то, что политики и ученые работают на пользу государства и народа, а не работают на себя, злоупотребляя своим положением. Народ знает, что существуют антикоррупционные законы, но еще лучше знает, что уже десятилетиями существует огромная преступность, часто и на базе злоупотребления служебным положением (может быть потому все так и хотят стать «политиками»). Даже если какие преступления попадают в прицел СМИ, в конце все равно все ускользнут от уголовной ответственности. В таких случаях «независимое судейство» начинает казаться людям независимым от истины и справедливости, а не от криминала и коррупции. Кто и чем гарантирует (своей головой и личным или семейным богатством?) что некие важные политики и специалисты за несколько миллионов евро не «зажмурят глаза» на проблему и ущерб, который может последовать из-за добычи лития компанией «Рио Тинто».
Начнем по порядку:
Сербия, с точки зрения площади, богатейшая страна в мире по рудам металлов. Любой нормальный человек не будет выступать против добычи этих руд и их переработки, но главный вопрос в том, кто их будет добывать и каким образом. Средневековая Сербия добывала руду, а горняки приезжали из Западной Европы. У Сербии двадцать лет назад были две отличные фирмы, которые занимались горно-разведочными работами. Они закрыты, а их карты геологических исследований проданы за гроши, хотя получение подобной информации очень сложная работа (возможно, все это было сделано специально, чтобы облегчить приход «Рио Тинто»). Так что, иностранные компании, в том числе и «Рио Тинто» пришли не вслепую, а лишь продолжили детальную исследовательскую работу.
Сербское общество, обычные люди, поднялись против «Рио Тинто» и добычи лития прежде всего из-за многолетнего недоверия политикам, власти, прокурорам и судьям. Все они, а также те, кто работал вместе с ними, люди богатые, причем в мировых масштабах, а обычным людям, большинству народа, как обычно, живется тяжело. А в моральном смысле — и все тяжелее. Исключительно материалистическая философия доводит жизнь человека ниже всякого уровня достоинства. Из-за навязанного материалистического тренда и философии «цель оправдывает средства» люди впадают в искушение, отцы отдают своих дочерей, только чтобы получить работу и кто знает, что еще.
Пусть наши «интеллектуалы», поклоняющиеся транснациональным корпорациям и восхищающиеся Германией, проанализируют следующие факты: Германия — первая экономика Европы и четвертая в мире. А средний немец живет скромно, без роскоши и «толстых» счетов. Где оно, огромное богатство от первой экономики Европы? Все больше мировые материальные блага концентрируются в руках все меньшего числа людей, все это через транснациональные корпорации и международные законы, которые оказываются выше национальных.
Так что, гражданам Сербии и Республики Сербской решение отдать свои богатства иностранцам ничего особо и не принесет.
Однако, государство должно прекратить ситуацию недоверия народа к политикам и тем, кто принимает важные решения в экономике, политике, в вопросах народа и державы. Для начала пусть расспросят специалистов по добыче лития, пусть будет сформирована профессиональная комиссия по вопросам экологии и здоровья людей, пусть Народная скупщина Сербии примет закон, Lex specialis, в котором подробно будет описано, что все участники комиссии, а также политики, добивавшиеся открытия рудника лития компании «Рио Тинто» , в том случае если его эксплуатация не приведет к обещанным доходам или, что еще хуже, вызовет экологический ущерб и вред здоровью людей, все они понесут суровую материальную и уголовную ответственность.
Подобный правильно сформулированный закон вернул бы потерянное доверие к политикам, веру что они не будут легко и бездумно принимать решения. Подобный подход можно было бы расширить и на другие проекты, что остановило бы процессы, когда политики думают только о себе и просто непристойно богатеют, а их народ страдает. Я вспоминаю, наряду со многими и того, кто приехал из Франции и стал министром в Правительстве Сербии. Сначала он спал на «теткином диване», а через пять — шесть лет уехал из Сербии с миллионами евро. Народу же лучше за это время не стало. Рассказы о том, как мировые и транснациональные корпорации принесут людям благополучие это лишь сказки для дурачков. Они не принесли его африканским странам, богатым рудами. Они эксплуатировали африканские народы и их богатства как в рабовладельческие времена. В Замбии в 2008 года фирма купила медный рудник, заработала три миллиарда долларов, а государству заплатила налогов на 50 миллионов долларов. Жуткая бедность на фоне огромных народных богатств заставила людей подняться и «палками» прогнать подобных бизнесменов.
Свежая история в СМИ от «интеллектуалов» — рассказы с целью дать сербам позитивный пример, якобы экономическая мощь позволила Германии играть важную мировую политическую роль, хотя она и не является членом Совета безопасности ООН. Какое заблуждение. Вся экономическая мощь Германии не дала ей храбрости спросить. А уж тем более начать судебный процесс, чтобы выяснить, кто же взорвал газопровод «Северный поток», который был исключительно важен и буквально представлял собой важнейшую артерию для немецкой промышленности. По той простой причине, что весь этот огромный капитал контролирует кто-то другой. Германские представители в Брюсселе говорят о том, как помогать Украине воевать (до последнего украинца и для достижения максимального числа погибших русских) даже вопреки сопротивлению немецкого народа, которому все это приносит огромный ущерб.
Если уж упомянута ситуация в Германии, стоит поднять и важнейший вопрос по поводу прав на добычу лития для компании «Рио Тинто» — геополитический вопрос. Сербия, предоставляя право на эксплуатацию руд западной транснациональной корпорации (у «Рио Тинто» есть и часть акций китайской компании, не принадлежащей китайскому правительству) с возможность начала добычи и других руд может перейти красную линию и оказаться в положении зависимости от Запада.
В подобной ситуации Запад сможет шантажировать наших политиков и государство, в том числе и угрожая закрытием всех западных фирм, чтобы Сербия осталась без большого числа рабочих мест, если, например, не признает Косово, не согласится с дальнейшим раздроблением страны, навязыванием вредных западных наднациональных законов и уродских ценностей, чтобы в итоге толкнуть нас на столкновение с Россией.
Многие интеллектуалы и аналитики повторяют тот факт, что у Сербии большая часть экономического оборота со странами Запада и с Запада же приходят инвестиции. Именно поэтому Сербия и должна провести диверсификацию, по тем же причинам, как Запад объяснял необходимость диверсификации поставок газа и нефти для Германии и Сербии. Значит, необходимо, чтобы Сербия открыло российским компаниям двери и предложила им выход на свой рынок под теми же условиями, как и для западных фирм. От России Сербия не получит шантажа, она не потребует признать Косово или изменить сербскую идентичность.
Дане Чанкович, председатель движения «Выбор наш», шеф редакции портала «О Сербии по-русски» в Республике Сербской