Сава Дамьянов родился в Нови-Саде в 1956 году, окончил философский факультет со степенью магистра в 1986, и получил докторскую степень спустя 10 лет под руководством самого Милорада Павича. Он преподавал в Белграде, Нише, Никшиче, Любляне, Загребе, Лиссабоне, Бордо, Венеции, Кракове, Сегеде и Мельбурне, но продолжает жить и творить литературные шедевры в родном городе. Как говорит сам Дамьянов, лучше всего его представляет биобиблиография, которая содержит не один десяток книг. Публикуем наше интервью с сербским писателем-фантастом Савой Дамьяновым о его творческом пути, сербской фантастике и влиянии на его становление русских писателей.
– Сава, вы – человек литературно разносторонний. Но сегодня мы будем говорить о фантастике, как вашей личной, так и сербской в целом. Расскажите, с чего началось ваше личное увлечение этим жанром литературы?
– Мое увлечение фантастикой зародилось рано, в первую очередь из чтения произведений, которые его представляли, а затем из просмотра фильмов. Напомню: это были 70-е годы прошлого века, когда банальность не доминировала в культуре (даже в фантастике и фэнтези), но был чрезвычайно художественный и образный подход. А так как чтение — лучшая школа письма, то я волей-неволей вошел в эти сферы как писатель (а позже и как литературовед).
– Вспомните, что из фантастики впервые взяли в руки? И кто повлиял на вас, что решили взяться за этот жанр?
– «Звезда КЭЦ» Александра Беляева, насколько я помню, была первым произведением фантастики, которое я прочитал еще в начальной школе.
– А можно поподробнее про ваш первый «фантастический дебют»?
– Мой первый роман «Поиск совершенства» (1983) действительно носит фантастический характер, хотя критики отмечают в нем и другие черты: герметизм, эзотерические наваждения, структуру так называемой «открытой части»… Роман – целиком или фрагментарно – переведен на несколько языков, сейчас он переводится на английский, и хотелось бы, чтобы русский читатель смог с ним ознакомиться.
– В вашей биографии легко утонуть… Перечислите все ваши фантастические произведения для наших читателей.
– Я бы сказал, что фантастика присутствует во всех моих художественных произведениях, ведь критики давно заметили, что это одна из их основных характеристик – даже там, где фантастика не доминирует, а, например, уступает место эротике и юмору.
– С каких авторов и произведений начиналась фантастика в Сербии? И если наши читатели захотят познакомиться с лучшими книгами на эту тему, кого из земляков посоветуете?
– Сербская литература рано начала взращивать научную фантастику, первая антиутопическая драма «Через миллион лет» (автор Драгутин Илич) появилась в 1889 году — то есть за несколько лет до «Машины времени» Уэллса, которая, как считается, задала начало этого жанра в европейской литературе. Сегодня Зоран Живкович, безусловно, является нашим самым переводимым и всемирно известным автором фантастической фантастики. Список релевантных в этом контексте писателей за последние десятилетия был бы слишком длинным для одного интервью…
– Насколько вообще популярен сегодня жанр фантастики в Сербии? В чем его отличительная, скажем так, национальная особенность? По полкам книжных магазинов сложилось впечатление, что фантастика в Сербии на подъёме, так ли это?
– Можно сказать, что это правда, но качество – как и качество литературы в мире вообще – не следует за этой популярностью. Здесь читают и отечественных, и зарубежных беллетристов, но я бы не смог указать на какие-то особенности жанра в сербской культуре. Может быть, это потому, что я слабо слежу за всеми этими событиями.
– Типичный читатель фантастики в Сербии – кто он? Можете составить портрет?
– В первую очередь – раскованный фантазер, хотя я бы сказал, что в наше время есть некоторая мода на научную фантастику… особенно когда речь идет о фильмах и видеоиграх такого рода. Это стало модным, так что это уже не альтернатива для самых избирательных…
– Есть у сербских фантастов проблемы с изданием и реализацией своих книг?
– Вы написали целых две антологии о постмодернистских сербских фантастике и фэнтези…
– Фактически, это антология постмодернистской сербской фантастики, выдержавшая несколько изданий (даже расширенных изданий), а также несколько известных переводов в мире. В этой антологии я следовал тому, что, по моему мнению, стало своего рода «реализмом» постмодернизма, то есть художественной литературой, от его прародителя Милорада Павича до авторов моего поколения, которые в конце концов явно боролись за постмодернистскую литературу прошлого века. Рад, что критики тоже заметили, что это антология, которую, прежде всего, интересно читать независимо от моего объемистого предисловия, посвященного истории сербской художественной литературы от ее истоков до наших дней.
– Поделитесь творческими планами?
– Мне всегда трудно это говорить, есть старая сербская пословица: человек планирует – Бог смеется. На данный момент мне достаточно того, что я обновил и отредактировал «Библиотеку сербской фантастики» в авторитетном сербском издательстве, в котором каждый год появляется книга одного из ее классиков или репрезентативная антология.
– В России среди фантастики популярен поджанр о попавших в прошлое, будущее или параллельны й мир героях. А в Сербии – нет. С чем это может быть связано?
– Я бы не сказал, что упомянутые темы не популярны в Сербии, особенно тема о мультивселенной, хотя отечественных авторов, занимающихся ими, немного. Вообще я вижу популярность этих тем в том, что так называемая точная наука раздвинула границы в упомянутом контексте, поэтому они все больше навязываются вне литературы и искусства…
– А кого из российских писателей-фантастов могли бы назвать или вдохновителями, или лучшими представителями жанра?
– Конечно, Евгений Замятин и Михаил Булгаков, но фильмы Тарковского тоже в этом диапазоне. Братья Стругацкие и Станислав Лем, безусловно, классики. Я читал современных русских писателей – Пелевина, Ерофеева, Сорокина и других – но думаю, что и время чистой фантастики тоже в прошлом, в том «чистом» виде она в первую очередь относится к 20 веку.
Беседовал Владимир Басенков