В современном государстве церковь должна быть отделена от государства, но не от своего народа. В Сербии в настоящее время идет обратный процесс — там архиереи Сербской православной церкви (СПЦ) отделяются от народа и Бога, а не от государства.
На днях церковный суд лишил сана одного священнослужителя, а одного теолога отлучил от церкви за то, что они критиковали отношение клириков к действующему режиму президента Александра Вучича.
Режим преследует всех, кто против предательства Косово и Метохии, узурпации власти со стороны президента и злоупотребления ею. Пример такого злоупотребления полномочиями — это расправа над студентами и гражданами, которые уже более года протестуют против властей.
Сложно вспомнить, как много времени прошло с тех пор, как Сербская православная церковь последний раз кого-то отлучала от церкви. Это самое суровое церковное наказание, так как оно подразумевает, что провинившийся не имеет права причащаться, а после его смерти ни один священник СПЦ не имеет права проводить отпевание за упокоение его души.
В данном случае священнослужитель и теолог наказаны за то, что они критически относились к методам поддержки сербских властей, которыми пользуется патриарх сербский Порфирий. В ходе своих публичных выступлений они говорили о том, что церковные архиереи служат светским властям, а не народу, и подкрепляли свои заявления аргументами. Из-за такой открытой критики они и пострадали.
Владыка Жичский Юстин станет следующей жертвой расправы сербского режима с священнослужителями СПЦ. По имеющейся информации, на заседании церковного Синода, которое пройдет 5 февраля, его отправят на пенсию, а может быть даже и лишат сана.
Епархия Жичская — одна из самых больших, древнейших и самых значимых епархий Сербской православной церкви. Епископ Юстин провинился в том, что священники его епархии во время студенческих шествий в 2024 и 2025 году открывали ворота своих церквей для студентов, принимали их, помогали найти ночлег.
После одной из акций протеста, в результате которой многие студенты пострадали, владыка Юстин осудил поведение властей и призвал руководство к диалогу с протестующими. Он сказал, что этих молодых людей нельзя называть «усташами и террористами», нельзя преследовать, с ними нужно разговаривать. Поэтому он попал в немилость к патриарху.
Впервые в истории СПЦ складывается ситуация, когда церковь выступает не только против собственного народа, но и против сербской государственности как таковой. Вспомним, что СПЦ молчаливо поддержала предательство Косово и Метохии (после подписания Вашингтонского и Брюссельско-Охридского соглашения), несмотря на то, что без Косово и Метохии Сербская православная церковь как будто и не существует.
Также СПЦ тихо вручила томос так называемой Македонской православной церкви и отказалась этим самым от множества сербских средневековых монастырей и церквей на территории сегодняшней Северной Македонии — исторической Старой Сербии.
Среди иерархов СПЦ теперь нет альтернативного мнения. Все поддерживают решения патриарха Порфирия, чтобы не потерять свои привилегии. Это вызывает множество вопросов среди прихожан, которые начинают сомневаться в авторитете одного из древнейших институтов сербской нации.
Сербская православная церковь сохранила сербскую государственность, потерянную в период османских завоеваний. Это последний институт, который объединяет всех Сербов, независимо от места проживания. Это самый значимый институт, которому сербы доверяли больше всего. Однако после прихода патриарха Порфирия священный престол СПЦ фактически превратился в комитет по религиозным вопросам Сербской прогрессивной партии. В будущем сербам придется освободить свою церковь и вернуть ее к ее собственной сути.
Младжан Джорджевич, лидер сербского патриотического движения «Освобождение»
Специально для РИ 2.0

