В Палате Сербии проходит заседание Правительства Сербии, на которое приглашены все директора государственных предприятий и на котором присутствует президент Сербии Александр Вучич. Главная тема – ситуация в нефтяной отрасли Сербии (НИС) после ответа американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) на запрос компании об освобождении от санкций.
Премьер-министр Сербии Джуро Мацут представил пункт повестки дня, который был формально утвержден и касается информации о текущей ситуации в энергетическом секторе. После этого президент Сербии Александр Вучич попросил профильного министра проинформировать присутствующих о текущем положении в стране.
Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Дубравка Джедович Ханданович предупредила, что Сербия вступает в период серьезных испытаний, и государство должно быть готово к трудным и быстрым решениям.
«Мы должны принимать меры и быть готовыми к сложным шагам. Ситуация крайне сложная и вынуждает нас принимать решения ежедневно, потому что времени у нас нет. НИС находится под санкциями США с 9 октября этого года. Хотя мы неоднократно получали продление лицензии, санкции вступили в силу, и вчера мы получили четкий сигнал от США: должна произойти постоянная смена собственности, и у нас есть три месяца, чтобы это осуществить. Мы уже 37 дней не получали ни капли нефти от «ЯНАФ»», — подчеркнула министр.
Министр финансов Синиша Мали заявил, что нынешняя ситуация с нефтяной промышленностью Сербии напрямую угрожает всем ключевым аспектам сербской экономики.
«Наш экономический рост, стабильность, кредитный рейтинг — все это поставлено под вопрос. Мы — единственная страна в регионе с инвестиционным кредитным рейтингом, а эта ситуация ставит под угрозу буквально все, что можно представить. Я знаю, господин президент, что вы осознаете это. И несмотря на ваши моральные соображения, я считаю, что мы должны думать о себе и предпринять определенные шаги. Многие думают так же, как я, просто я не знаю, почему они этого не говорят», — заявил Мали.
Он добавил, что Сербия всегда корректно сотрудничала с российскими партнерами и принимала все их предложения, но, с другой стороны, не получила от них ни одной инициативы по совместному поиску решения.
«Мы абсолютно сотрудничали с россиянами, поддерживали все их предложения. Однако интересно, что они никогда не просили нас о совместном решении и не предлагали вместе его искать. Поэтому, господин президент, я понимаю, что это тяжелое моральное решение, но мы должны думать о собственных интересах. Мы дали шанс всем, проявляли уважение ко всем. Если дело дойдет до продажи, а если арабские партнеры не согласятся, нам придется предложить более высокую цену. В противном случае все окажется под угрозой», — подчеркнул министр финансов.
Президент Сербии Александр Вучич объявил, что его выступление будет длиннее обычного и что он представит предложение, которое частично отличается от озвученного министром финансов Синишой Мали.
Вучич напомнил, что еще год назад предупреждал о возможном введении таких санкций и о намерении вытеснить российских акционеров из структуры собственности НИС.
«Когда я год назад заявил, что возможны такие санкции, и говорил о намерении устранить российских владельцев, вся общественность в нашей стране — а также все остальные, включая вас в правительстве и госаппарате — отреагировали примерно так: «Ладно, драма-королева, пройдет через месяц-два или три»», — сказал президент.
Он добавил, что упорно предупреждал о накоплении проблем, но не было желания прислушаться к этим предупреждениям.
«Благодаря прежде всего моим переговорам с американцами, которых я просил — а я не могу их хвалить, потому что они ничего хорошего нам не сделали, мы знаем, кто ввел санкции против сербской компании — мне удавалось отсрочить их введение. И, к сожалению, мы привыкли, что так будет продолжаться и дальше», — заявил Вучич.
Президент подчеркнул, что теперь нет места для нытья или жалоб.
«Теперь нет ни жалоб, ни плача над нашей судьбой», — добавил Вучич.
