Все протесты в Сербии, независимо от того, по какой причине они были формально организованы, в конечном итоге оборачиваются протестами против президента Вучича, заявил в комментарии изданию «О Сербии по-русски» депутат парламента от Сербской прогрессивной партии Миленко Йованов.
Йованов также разобрал структуру подобных протестов.
— Если проанализировать более внимательно, направление протестов и матрица всегда одни и те же. Прежде всего, появляются неизвестные широкой публике общественные активисты, которых пропагандируют в оппозиционных СМИ, чтобы создать впечатление, что организуемые ими протесты не имеют ничего общего с политикой, а что это воля граждан, студентов, фермеров или кого бы то ни было, кто собрался «спонтанно» для участия в конкретной акции.
Затем эти собрания организуются в как можно большем количестве мест в Сербии, независимо от того, сколько людей откликнется, потому что оппозиционные СМИ обязательно умножат число участников, чтобы создать более сильное впечатление, и дополнительно подкрепят это впечатление заголовками типа «Встала Сербия!» и тому подобное. С другой стороны, им важно составить список мест, где якобы проходил протест, чтобы создать впечатление общего протеста по всей стране.
После этого во все вмешиваются общественные деятели — актеры, спортсмены, писатели, а также профессора, врачи… И делают публичные заявления в соответствии с формальной темой протеста, какой бы она ни была. После этого в Белграде организуется большой митинг и только в конце всплывают настоящие организаторы всего — оппозиционные политики.
Все это сопровождается угрозами насилия в социальных сетях, объявлениями о свержении власти на улице, фейковыми новостями о том, как полиция стояла рядом с народом и тому подобное.
И это повторяется в пятый раз. От протеста под названием «Стоп кровавым рубашкам» до протеста «1 из 5 миллионов», протеста против короны, до самого жестокого и бессердечного насилия в истории сербской политики – протеста по поводу трагедии в школе «Владислав Рибникар», когда несовершеннолетний монстр убил девять одноклассников и охранника, а вместо уважения к жертвам оппозиция попыталась сменить власть через улицу.
Что общего у всех этих протестов? В конечном итоге все сводилось к требованию об отстранении президента Вучича.
Сейчас будет то же самое.
Им плевать на литий и шахты, их идея в том, чтобы получить власть без выборов. Ведь если бы они были против литиевых рудников, они бы не привезли Rio Tinto в Сербию в 2001 году, когда были у власти, не дали бы ей права на разведку, не изменили бы законы в ее пользу в 2006 и 2011 годах и не объявили бы все это великими делами для Сербии.
Именно поэтому президент вышел к ним навстречу. Чтобы прекратить историю жестокого обращения как с людьми, так и с государством, он решил людям рассказать о своей работе. Однако мы видим, что они сбежали от народного суда «как черт от креста».
Наша позиция, однако, заключается в том, что ничего не будет сделано с литием до тех пор, пока не будут соблюдены буквально все самые высокие экологические стандарты. Что все совершенно безопасно как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Ну, мы тоже живём в этой стране. Наши семьи тоже живут здесь. Мы также хотим гарантий полной экологической и санитарной безопасности, но в то же время мы также хотим прогресса нашей страны, ее ускоренного развития и модернизации, а не возврата почти на 1000 лет назад, в эпоху до династии Неманичей, но и Неманич также открывал шахты, привел саксов на шахты и таким образом укрепил Сербию.
И, наконец, речь идет не только о добыче полезных ископаемых, потому что мы намерены не экспортировать сырье, то есть руду, а перерабатывать и использовать эту руду в Сербии. Именно поэтому будет запущен завод по производству электромобилей и завод по производству аккумуляторов, и фактически здесь будет организован весь процесс. Это технологии XXI века, которые важны для Сербии для ускорения нашего развития, дальнейшего повышения зарплат и пенсий, а также для того, чтобы по уровню развития догнать и перегнать многие страны, которые на годы опережают нас.