Зелены Сербии

Иван Карич: «Наша идея – реализация зеленой политики в Сербии»

Партия «Зеленые Сербии» и ее лидер, госсекретарь Министерства охраны окружающей среды Правительства Республики, Иван Карич сегодня стали гостями «политического» цикла нашего сайта. Поговорили о победе на выборах 2017 года и экологических потребностях граждан, актуальности «зеленой» повестки и противостоянии глобалистам, успешных экопроектах в стране и «Рио Тинто, а также о личном отношении к косовскому вопросу, выгодах от вступления в Евросоюз и генетических связях с Россией.

Иван Карич

— Какие цели и задачи ставит перед собой партия? Первые решения, которые вы примете, придя к власти? Что вам больше всего не нравится в нынешней власти?

— «Зеленые Сербии» возникли как сугубо экологическое политическое движение. Мы поставили перед собой главную цель — создание экологически безопасной окружающей среды и защита здоровья граждан Сербии. Пятнадцать лет назад мы собрали несколько неформальных групп и ассоциаций граждан со всей Сербии, чтобы создать политическую организацию, которая могла бы влиять на принятие экологических законов через парламент и государственный аппарат, а также изменить парадигму неолиберального управления рынком и экономикой.

Наша идея – реализация зеленой политики в Сербии. Мы знаем, как можно удовлетворить потребности граждан в экологичной среде, чтобы они жили лучше и были здоровее. Сделать это можно посредством открытия и развития экологичной экономики и «зеленых» рабочих мест. С этой идеей мы согласились стать частью правительства с 2017 года, когда было создано новое Министерство охраны окружающей среды.

Нам нужно быть открытыми для граждан, понимать их потребности и то, что для них важно. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех политических деятелей, как сегодня, так и завтра. Современная политика, похоже, немного вытеснила понятие «ответственность» из своей деятельности не только в Сербии, но и во многих развитых странах. Граждане должны участвовать в формировании образа будущего страны, высказывать свое мнение, и мы, политические деятели, должны помочь им в этом. Таким образом, каждый гражданин участвует в формировании будущего, руководствуясь ясными национальными, а не только личными интересами и политическими симпатиями.

— Насколько «зеленая» повестка актуальна для Сербии сегодня?

— Есть много проблем и сложных вопросов. Сербия обременена историческим загрязнением и безответственным отношением предыдущих властей к окружающей среде и здоровью своих граждан за последние 50-60 лет. С созданием нового Министерства экологии созданы условия для того, чтобы мы начали очищать и благоустраивать нашу страну. Зеленая, экологическая повестка сейчас очень актуальна. Мы поставили перед собой цель, чтобы в каждом муниципальном образовании и городе имелся завод по очистке сточных вод и был организован сбор мусора с последующим вывозом. Также одна из целей — перевод городских ТЭЦ с ископаемого топлива на газ или возобновляемые источники энергии. Мы сделали «облесение» одним из самых дешевых и простых, но очень важных инструментов в борьбе с изменением климата, эрозией, оползнями, наводнениями и разрушением земель.

Это наши важные, но не единственные задачи. Впереди у нас много дел по борьбе за установление экологической дисциплины во всех областях. В Сербии не хватает лесов, существующие энергоресурсы почти истощены, сельскохозяйственные земли обременены химикатами, воздух в городах загрязнен, между сторонниками и противниками добычи полезных ископаемых происходят острые споры … Граждане осознают это и справедливо протестуют, требуя лучших условий жизни. Это проблемы, но также и вызовы, и «зеленая» повестка дня должна быть руководством к достижению общего блага. Мы рассматриваем экологию как профилактику здоровья, а не только как уборку и гигиену.

— Участвовал ли президент в Вучич в климатическом форуме? Как вы оцениваете работу форума? Консультировался ли с вами президент перед поездкой?

— Президент Сербии Александр Вучич принял участие в Саммите по изменению климата в Глазго. Борьба с изменением климата, безусловно, является главной целью, и поэтому Сербия сократит выбросы от тепловых электростанций в ближайшие годы. Но мы как страна не вносим слишком большой вклад в глобальные экологические тенденции, что не означает, что мы не должны выражать заботу о человеческом выживании и критиковать то, что нас беспокоит.

Президент отметил на форуме, что мы собрали один миллиард евро на «зеленые» проекты в нашей стране, а доход от «зеленых» облигаций будет направлен на дополнительные инвестиции в возобновляемые источники энергии и улучшение цикличной экономики.

— Есть мнение, что «зеленую» повестку продвигают глобалисты для уничтожения суверенитета стран и обрушения экономик целых государств. Как вы ответите на подобное мнение?

— Наша партия считает, что «зеленая повестка» — полная противоположность концепции глобалистов, она суверенна. Это выражается, прежде всего, в стремлении к энергетической независимости. Однако борьба за защиту воздуха в вашем городе, в своей стране, за сохранение рек, чистых ручьев, за защиту леса и природы является национальными приоритетами. Конечно, поскольку реки и воздух не знают границ, это становится универсальной моделью, а защита окружающей среды означает пользу для экономики, природы и, прежде всего, для здоровья людей, живущих в одной стране, во всей Европе и во всем мире.

Дело в том, что богатые обычно оставляют для себя более чистые технологии, однако экологические движения в малых странах набирают силу, движимые теми же идеями. «Зеленая» политика несет в себе универсальные ценности, руководствуется наукой и инновациями, а это как раз противоречит консервативному пониманию получения прибыли. Экология открывает новые двери для многих малых народов и бедных стран, и чаще всего молодые люди являются носителями этих новых ветров. Сегодня интернет — это место встречи для обмена идеями и мнениями между людьми. Я думаю, что носители глобалистских и колониальных устремлений не видят в «зеленой» политике инструмента для достижения своих целей, они очень часто недооценивают ее. «Зеленая» повестка дня попадает к ним, как камень в башмак, и они ищут способов избавиться от нее.

— Какие проекты в «зеленой» отрасли Сербии удалось реализовать на сегодняшний день, и какие вы считаете наиболее успешными?

— В Сербии не так уж много «зеленых» проектов. В основном это иностранные инвестиции, простимулированные государством. С другой стороны, строительство дорог и заводов не может быть экологичным, развитие всегда идет за счет окружающей среды, как бы мы ни старались о ней заботиться. Всегда есть чем пожертвовать. Мы не можем жить как в средневековье.

Как зеленое политическое движение, мы считаем, что Сербия должна пойти по такому пути развития: переработка и повторное использование материалов, инвестиции в устойчивое сельское хозяйство и переработку пищевых продуктов, возобновляемые источники энергии, экологический и этнографический туризм. Вот почему мы продвигаем цикличную экономику как стратегическое направление развития и поддерживаем все изменения, которые принесут пользу здоровью граждан и репутации страны.

— А как относитесь к перспективе открытия шахты «Рио Тинто» по добыче лития в Сербии?

— Есть много неясностей в отношении эксплуатации лития, но также и в отношении других существующих или планируемых операций по добыче полезных ископаемых. Сербия — небольшая страна с качественным пространством жизни и очень большим природным капиталом. Следует хорошо подумать, является ли добыча полезных ископаемых наиболее правильным путем? Я думаю, что в первую очередь нам нужно определить национальные интересы и хладнокровно подумать о краткосрочных и долгосрочных возможностях регионов Сербии и страны в целом. Что принесет нам шахта, и что мы потеряем навсегда? Можем ли мы удержать людей, особенно молодежь, от покидания родины? Что, если мировые тренды пойдут по-другому? Мы являемся свидетелями роста мировой потребности в воде и продуктах питания. Потенциальный литиевый рудник может занять территорию с высоким сельскохозяйственным потенциалом и экологической ценностью.

Люди не восстали просто так, и эти восстания не были политически мотивированными. Президент это тоже понимал, поэтому и принимал решения. Здравый смысл начал пробиваться сквозь туман, который могущественные корпорации распространяли по Сербии на протяжении двух десятилетий.

— Перечислите главные достижение партии за последние годы? Что еще не получилось сделать, но вы видите это своим приоритетом?

— «Зеленые Сербии» сыграли ключевую роль в открытии «главы 27» в рамках переговоров о присоединении к Европейскому Союзу. Моя работа в министерстве с 2017 года заключалась именно в том, чтобы вести переговоры. Это была отличная школа для меня и для всех нас. Здесь мы узнали, как добиться многого самостоятельно. Важно, чтобы вы были сосредоточены на своей цели, непредвзято смотрели на проблемы и могли реалистично, без тщеславия оценить свои сильные стороны, куда и как обращаться за помощью.

«Зеленые Сербии» видят свой приоритет в этом направлении в соединении со всем миром, а не только с Европейским Союзом. У нас впереди много работы как на внешнем, так и на внутреннем уровне, и мы не боимся этого.

— Ваше отношение к косовскому вопросу? Считаете ли вы, что регион имеет право на самоопределение, либо произошедшее в Косово и Метохии – сепаратная диверсия, искусственно устроенная коллективным западом?

— «Косово и Метохия» – самые трудные и сложные слова сегодня для Сербии. Односторонних действий недостаточно для выстраивания позитивных отношений между народами Балкан, но нельзя игнорировать тот факт, что Косово и Метохия являются частью Республики Сербия. Это определено Резолюцией ООН 1244. Прошло много времени с момента конфликта, и приходят новые времена и новые люди, которые должны предлагать лучшие решения.

Я считаю, что Косово может быть территориальным политическим союзом двух равноправных народов, сербов и албанцев. Даю себе право сказать, что это может быть результатом хода истории в самом центре Балкан, у южных ворот Европы. Косово может быть сообществом двух образований или двух народов, суверенитет которых совместно охраняется Сербией, национальным государством сербского народа, и Албанией, национальным государством албанского народа. Сербы и албанцы больше не должны стрелять вредить друг другу. Это превращает наши страны в задворки Европы. Вот почему мы смело выступаем за инициативу «Открытые Балканы» и, более того, за единый Евросоюз.

Однако все это может произойти только на основе фундаментального соглашения, прежде всего между Албанией и Сербией, но также и между всеми балканскими странами, потому что все еще остаются нерешенными вопросы, которые не могут быть решены в одностороннем порядке, и необходимо, чтобы такое же правило относилось ко всем странам Балкан.

— Как вы относитесь к развитию сотрудничества Сербии и России? Считаете ли вы, что наши страны связывает нечто большее, чем ситуативные вопросы геополитики и экономики?

— Хочу отметить, что лично я максимально ожидаю от соглашения, которое определило необходимость создания Центра развития медицины на основе атомной технологии. Это важно для разработки радионуклидных лекарств, диагностики и терапии. Это особенно важно во времена, когда присутствует так называемая «эпидемия рака», после агрессии НАТО против бывшей Югославии с постоянным загрязнением окружающей среды из других источников. Самое главное — сохранить здоровье населения.

Эти и подобные им проекты являются основой сотрудничества и отношений, которые укрепляют мою Сербию. «Зеленые Сербии» это особенно уважают. Сотрудничать с Россией не означает быть против ЕС. Представление о том, что вы можете быть в ЕС, только если будете противостоять России, также не является жизнеспособным. Я убежден, что концепция постоянной конфронтации не может сохранить идентичность Евросоюза.

С другой стороны, у меня глубоко личные и эмоциональные впечатления и ассоциации, когда мы говорим об отношениях между Россией и Сербией. Вы знаете, что нам, сербам, жилось не лучшим образом в исторические и решающие моменты, потому что мы очень часто движимы эмоциями, а это почти не допустимо в политике и геополитике. Однако моя первая связь и представление о России — это генерал Черняев, русские добровольцы, которые приехали с ним, и великие русские и европейские писатели Достоевский, Толстой, Пушкин … но затем мы скатились от политики к метафизике. Мы славянские народы и понимаем друг друга на несколько иной волне. Иногда мы романтичны, и это может раздражать в деловых и политических отношениях. Для нас, безусловно, важен обмен знаниями, разработка инноваций, сотрудничество на научном и других уровнях. Я бы сказал, что мы недостаточно используем наши генетические связи.

— Какова позиция партии по вопросам вступления в Сербии в ЕС, а также сотрудничества с США и Китаем?

— Наши надежды и желание достичь стандартов и качества жизни обращены к Европейскому Союзу, прежде всего, в сфере экономики и защиты окружающей среды. Полтора миллиона граждан Сербии живут или работают в ЕС. В настоящее время мы пользуемся всеми преимуществами свободной торговли с ЕС, но Сербия также нуждается в «экологическом Европейском союзе». Мы также очень близки к энергетическому союзу, и новые экономические условия создают естественный союз свободы для работы, передвижения и получения образования. С другой стороны, для нас очень важна инициатива «Открытые Балканы», над которой Сербия, Албания и Северная Македония искренне и преданно работают.

В Сербии есть популярная поговорка: если вы построили дом на перекрестке дорог, держите в нем двери и окна открытыми. Сербия сможет развиваться только при полной открытости по отношению к США, ЕС, России и Китаю. Принцип сохранения идентичности, независимости и интеграции, а также международного уважения важны для Сербии, ее народа и граждан. Вот почему важно развивать отношения этих мировых держав на универсальных принципах ООН. Сербия больше всего выиграет от мира и безопасности благодаря сбалансированному сотрудничеству с упомянутыми странами и сообществами. В конце концов, это современная необходимость и наша приверженность. Я думаю, что времена, когда Сербия была жертвой более высоких целей, должны уйти в прошлое и что настало время для того, чтобы эту жертву должным образом оценить.

Беседовал Владимир Басенков

Наш цикл — Сербская политика от первого лица

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: [email protected] Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция