14 февраля у католической части населения неизменно ассоциируется с днём влюблённых и святым Валентином. Сербские же православные в этот день чествуют память святого Трифуна, покровителя виноделов.
Как и у всякой сербской семьи, села и, например, школы, это слава всех, кто имеет отношение к благородному искусству выращивания винограда и производства вина.
Как и положено для всякой славы, на праздничном столе имеется свеча, икона прославляемого святого, Славский колач. Также как на любую семейную славу зовётся священник. Особое отличие — лишь символичное обрезание ветки лозы в ожидании доброго рода в текущем году.
У виноградников в той или иной местности на каждый год имеется свой крёстный, или, на сербский манер, «кум».
На холме, коим начинается Телечка висоравня, что служит виноградниками местному сельскому объединению Кляичевских виноделов, сегодня волнительно. Каждый год в ожидании священника народ, чьи руки привыкли к сечению гроздьев и бокалам, собирается загодя.
Накрывается предварительный стол, как и на всякой семейной славе, с закусками: буреками да колбасами с сыром. Вином, холодным и горячим, ракией и минеральной водой для тех, кто настроен серьезно, а также соками для тех, кто к традициям приобщает детей.
Неподалеку в уже знакомой читателям журналиста бочке – котле варится пашуль, озаряя ярким ароматом пасмурный в этот февральский день холм.
В ожидании священника льётся песня и беседа. Обсуждается, какой сорт был особенно удачным в протекшем году. На славском столе рядом с иконой и свечой стоит бутылка “Плантаже” (черногорское вино), для объективности, дабы никому не было обидно, что в качестве славского вина выбрали не его.
– Поп опаздывает, – так, без всякого намерения обидеть, по-простому и сельски вздыхает кум ушедшего года. Новый кум полон торжественности и ожидания, увешан медалями за все его достижения на конкурсах виноделов последних лет.
Наконец, приезжает священник, без лишнего фарисейства он прост, добродушен и с искренним любопытством выслушивает последние аграрные успехи. Настоящий сельский поп. Не торопясь, он облачается, берёт в руки молитвенник и читает житие святого Трифуна, которому Господь поручил заботу о винограде.
Затем лоза окропляется. Пасторское слово полно ненапускного уважения к напитку, которому посвящён праздник. Ведь у вина и правда есть душа, как минимум от тех, кто его вырастил.
Наконец, окончательная процедура обряда, завершающая торжественную часть мероприятия: обрезание ветки лозы старым кумом. Нового назначат позднее, вечером в сельском клубе. Священник, демонстрируя свой неподдельный интерес, и сам берет в руки секатор.
Ну, а дальше обстановка разряжается сельским весельем. Продолжает журчать вино по бокалам, и вестись неспешные беседы, обещая добрый год, если Бог даст.
Добрыня Балканыч