Предлагаем вашему вниманию текст выступления в Скупщине Сербии депутата от движения «Ми снага народа» Александра Павича.
Уважаемые народные депутаты, я хотел бы обратить внимание на этот доклад Европейской комиссии о Республике Сербии за 2025 год, который данная Скупщина должна констатировать и принять.
Учитывая направление, в котором движется ЕС (оно теперь более чем ясно), мы снова должны задать вопрос: не пришло ли время пересмотреть наши стратегические приоритеты?
Я просто зачитаю правящему большинству цитату, которую Виктор Орбан оставил на своей странице в X, — с ним у вас хорошие отношения, с ним у Сербии хорошие отношения… Виктор Орбан недавно сказал, когда ЕС принял кредит для Украины. Вот его слова:
90 миллиардов евро. Несмотря на сопротивление нескольких стран-членов. Вот что я написал у себя в X:
Впервые в истории ЕС 24 страны-члены совместно одобрили военный кредит для страны вне ЕС. Это не техническая деталь — это качественный сдвиг.
Логика кредита ясна: тот, кто даёт деньги в долг, хочет их вернуть. В этом случае возврат кредита связан не с экономическим ростом или стабилизацией, а с военной победой. Чтобы эти деньги вообще вернулись, Россия должна быть побеждена.
Это не логика мира, это логика войны. Военный кредит неизбежно означает, что его финансисты заинтересованы в продолжении и эскалации конфликта, потому что поражение повлечёт за собой финансовые потери.
С этого момента мы говорим уже не просто о политических или моральных решениях, а о жёстких финансовых стимулах, толкающих Европу в одном направлении — в направлении войны. Брюссельская военная логика усиливается, она не замедляется — она становится институционализированной.
Риск сегодня выше, чем когда-либо, потому что теперь продолжение войны связано с финансовыми интересами. Венгрия сознательно не хочет быть частью этого опасного пути. Мы не будем участвовать в инициативах, побуждающих стороны продолжать войну.
Мы не ищем быстрый путь к войне, мы ищем выход к миру. Это не изоляционизм, это стратегическая трезвость. Это в интересах Венгрии и, в долгосрочной перспективе, в интересах самой Европы. Более чем ясно, что происходит: Германия — и через своего канцлера, и через Урсулу фон дер Ляйен — хочет впрячь всех нас в новый поход на Восток, в новую войну против России.
Я думаю, что это очень важно. Вы, вероятно, останетесь убеждёнными еврофилами, но было бы очень мощным посланием, если бы в этот раз хотя бы символически вы не приняли этот отчёт Европейской комиссии по Сербии, чтобы показать, что Сербия не хочет участвовать в военных планах Европейского союза и комиссаров, которых никто не выбирал.
Если даже все народы Европы толкают к войне… Я считаю, что символика важна и по другим причинам. Вы сами здесь, в парламенте — вот даже на этом заседании — используете термин «усташи» как что-то негативное, как ярлык.
А сами комментировали — некоторые из вас, и, как и следовало, — и я согласен с тем, что хорватский премьер Пленкович, по сути, сказал: это логично и вполне нормально — использовать клич «За дом — спремни!», что в этом ничего предосудительного. А между тем, это бесспорно установленный факт, что этот клич исключительно связан с НДХ.
Одна из причин, почему заявления, которые мы предлагали совместно с другими и с коалицией НАДА… почему они не могут быть приняты Скупщиной или даже не могут попасть в повестку дня…
Потому что это помешало бы нашему европейскому пути. Я понимаю эту логику — ведь действительно мало кто в Сербии не считает, что в НДХ произошёл геноцид сербского народа и других народов: евреев и цыган. Но этот европейский путь не только толкает нас сейчас в водоворот войны, но и заставляет нас принять, что геноцида не было, и молчать об этом — хотя Республика Сербская уже десять лет назад чётко заявила об этом в своей декларации.
Только Сербия этого не делает. Даже Черногория это сделала. Да, нахмурились на них в Загребе, ну и что, разве это должно определять наше будущее? В это время, когда нависли эти тучи над Европой, примем ли мы это — даже вы, сторонники ЕС, — отчет Еврокомиссии прошел бы незамеченным.
Но и, вероятно, во всей Европе, а особенно в Сербии и среди сербов везде — не только в Сербии, — если бы это был способ протеста против курса, который взял ЕС, а это курс [ведущий к] распаду.
И потому я считаю, несмотря на ваши заверения, вы ничего не получите, к вам не будут относиться иначе. Будьте уверены: если не примете этот отчет, который, среди прочего, призывает к согласованию, навязыванию нарратива о Евросоюзе…
То есть, мы должны принять промывание мозгов, что Евросоюз — величайший мирный проект в истории, что это Империя Свободы? А в эти дни они ввели санкции против людей, в том числе отставного швейцарского полковника, который лишь анализирует войну на Украине на основе объективных фактов. Человека вносят в санкционный список за то, что он высказывает свое профессиональное мнение. Он не первый и не последний.
Они пытаются задушить платформу Х, которую купил Илон Маск, чтобы освободить ее от этих идеологических комиссаров.
Разве мы не говорили здесь, разве вы не говорили больше всех о том, что Генштаб [Сербии] — символ коммунизма? Так зачем нам спешить в Евросоюз, который душит свободы, душит свободу слова и милитаризуется? Разве это не признаки того самого военного коммунизма?
Нет никакой логики, одно с другим не стыкуется. А теперь мы должны еще и врать самим себе, чтобы ЕС похлопал нас по плечу, врать другим, нашим современникам, притворяться, что ЕС — это то, чем он не является. Все видят это невооруженным глазом.
Все больше людей в ЕС это замечают. Потому я считаю и призываю вас: хотя бы воздержитесь, не продолжайте участвовать в этом лицемерии под названием «Европейский путь», который на самом деле, как метко сказал Виктор Орбан, — путь к войне. Спасибо.
