"Симфония света" - Константин Бальмонт в Театре Камбуровой

“Симфония света” – Константин Бальмонт в Театре Камбуровой

На днях мне посчастливилось побывать в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой на спектакле «Симфония света». Это уникальный проект на стыке жанров художественного слова и музыки – авторское высказывание заслуженного артиста России Александра Покидченко по стихам, письмам и эссе Константина Бальмонта.

В силу гастрольной и концертной занятости артиста этот спектакль редко демонстрируется в Москве. Московской публике представилась возможность познакомиться не с Бальмонтом из сборников «лучших поэтов Серебряного века», а с Бальмонтом периода эмиграции, Бальмонтом тоскующим, ищущим самого себя, Бальмонтом, навсегда освободившимся от прежних, чуточку наигранных, слегка франтоватых, напыщенных строк.

«Мне интересно, как Бальмонт слышит мир – всепроникающе, раздвигая границы акустического пространства. Это макромышление современного человека!» – говорит Александр Покидченко о своем проекте, который уже успел завоевать любовь зрителей на Международном фестивале «Московская осень». – «Никогда бы не подумал прежде, что приду к спектаклю по Бальмонту – тому вычурному и самовлюбленному поэту, чьи стихи знал по сборникам, где собрано «лучшее». Но неожиданно встретилась книга. Пронзительная и покоряюще талантливая. То был увидевший свет в Берлине в 1924 году автобиографический роман «Под новым серпом». Вот там другой Бальмонт, поверьте, совсем другой. «Я вернусь ко многому, что составляет меня настоящего, к тому, за что ты полюбила меня» – пишет он в 1914 г. жене. И ведь это случилось. Вечно бегущий, он остановился. И – открылся. Возобладав над собой. Конечно, суетное, наносное так вдруг никуда из него не исчезло. Но – отступило, когда в 1920 году Бальмонт вынужден был покинуть Россию, как оказалось, навсегда. Невероятная тоска, отчужденность, боль прорывают плотину прежних красивых слов, и тогда уже в полный голос. А дальше… Дальше, как метко подметил Салтыков-Щедрин «…физика торжествует; легкие тела поднимаются вверх; тела плотные и веские остаются в низменности».

"Симфония света" - Константин Бальмонт в Театре Камбуровой

Александр Покидченко – один из ярчайших музыкантов нашей страны, по меткому замечанию Сергея Юрского – «человек с абсолютным слухом на всё художественное». Вот выходит на сцену человек, и вы прямо сразу, с первых его слов, попадаете в какое-то волшебство, созданное магией его присутствия. Я видела перед собой искреннего и живого собеседника, который рассказывает именно тебе о жизни и о музыке. Такую настоящесть нечасто встретишь на сцене.

«Симфония света» – это история изломанной судьбы гения, насквозь пронизанная светом его искреннего творчества.

В центре спектакля – личность Поэта, уходящего с годами от легковесности, от своего рода «поп-культуры», с которой он, как баловень поэтической моды, порою компромиссно смыкался. И трагедия Бальмонта в том, что он неминуемо вступает в иные, более сложные отношения со временем, с людьми – вне Родины, без русла, в аритмии непроходящей тоски.

«А когда Александр начал играть на рояле… Сначала это было такое игривое и лёгкое прикосновение к клавишам, летящая весенняя мелодия, утренний Париж, ветер. А потом был Скрябин, forte piano, которое самое настоящее форте, срывающееся в безумие и возвращающееся обратно. Я не думаю, что кто-то ещё мог бы сыграть также, разве что сам Скрябин. Это была игра великого музыканта, настоящего виртуоза».

В спектакле звучала музыка Д. Букстехуде, Д. Мийо, К. Дебюсси, Э. Сати, С. Рахманинова, А. Скрябина, К.Штокхаузена, С. Губайдулиной, В. Ульянича.

Я не знаю, что было лучше, слова или музыка, но всё вместе и по отдельности было абсолютно совершенно.

Полтора часа, примерно столько шёл спектакль, весь зал сидел затаив дыхание и не шелохнувшись.

"Симфония света" - Константин Бальмонт в Театре Камбуровой

Сердечно благодарю за приглашение пресс-атташе театра Ксению Кузнецову.

Автор Таня Миленович-Костурков

Для справки:

Александр Покидченко – заслуженный артист России, композитор, пианист. Член Союза композиторов России. Окончил Московскую государственную консерватории им. П.И.Чайковского как композитор. В числе работ – драматическая сцена «Лабиринт» по трагедии М.Цветаевой «Ариадна» для солистов, органа и симфонического оркестра, мюзиклы «Леди Акулина», «Школа снегурочек», «Снежная королева. Глобальное потепление», музыка к сказкам «Сон в зимнюю ночь», «Лукоморье», «Сказочный город», камерные сочинения, песни, романсы. Автор и исполнитель моноспектаклей по творчеству В.А. Моцарта, Р. Шумана, С. Франка, Г. Форе, А. Пушкина, А. Чехова, Н. Гумилева, классической поэзии Индии и Персии. Лауреат Международного конкурса эстрадной песни в Варне (Болгария, 2005). Автор, ведущий и исполнитель концертных программ, посвящённых выдающимся мастерам российской песни: А. Цфасману, О. Фельцману, Я. Френкелю,

А. Островскому, Е. Крылатову, Э. Колмановскому, Ю. Саульскому, И. Шаферану, Е. Евтушенко и др. Художественный руководитель Ансамбля «Творческое Содружество

Музыкантов». Участник культурной программы олимпийских игр в Пекине – 2008, Ванкувере – 2010, Лондоне – 2012 и Сочи – 2014. Приглашённый педагог Молодежной Оперной программы Большого Театра России. С 2007 по 2016 годы – ведущий педагог и концертмейстер Благотворительного Фонда «Мир искусства». С 2006 года – ведущий педагог и концертмейстер Благотворительного Фонда «Белый пароход».

Больше информации о репертуаре и о спектаклях можно узнать на сайте театра: https://teakam.ru/

Поделиться новостью