Много в Сербии есть обществ тайных и явных. Но, пожалуй, одно из них – самое тёплое и душевное, да к тому же цели имеет весьма конкретные. В отличие от всяких там вольных каменщиков, чьи аргументы весьма туманны и смысл сводится к ношению смешных шляп и тайных обрядов, без особого проку в жизни реальной.
Винные Рыцари, или на местный начин Витязи Вина, тоже носят традиционные шляпы. Но и сами не прочь посмеяться над собой в добром смысле. Цель же ордена весьма проста, ясна и понятна, однако от того не теряет своей важности: хранить традиции выращивания винограда, производства вина, и распространять культуру его разумного, умеренного потребления.
К концу 17 века, когда османы покинули Бачку, территория эта перешла под администрацию Венгрии. Что положило начало к возврату виноделия в этот регион. А соответственно, и винопитию, чего турецкие завоеватели не жаловали. Однако восстановить весь процесс, вспомнить все традиции, позабытые за две сотни лет, задача не из простых. Вот с того-то самого момента и появились люди, взвалившие на себя сей нелёгкий труд: поиск, изучение и сохранение винных рецептов, разумеется, через употребление оного продукта. И с того-то самого момента жёны этих светлых мужей невзлюбили виноградную лозу, как любят шутить бачани.
Главы Югославии, как видно, были солидарны с женщинами. И в период строительства коммунизма виноград массового уничтожался. Кстати, интересно, что деятельность масонских лож тоже пресекалась. Совпадение ли?
Но шутки в сторону, вино – дело серьёзное. Как и приём новых членов в ложи, которые восстановились в 2012 году. Мне удалось застать инициацию очередного брата в общество Св. Дмитрия. Изначально «неофита» представляют Великому Мастеру два действующих витязя. Перечисляются его заслуги перед обществом и вином, и если кандидатура подходит (в нашем случае это был мэр одного из городов Бачки, со своей маленькой винодельней для личного потребления), то приступают к первому испытанию:
Теоретический вопрос о вине. Как, например, сейчас, необходимо было назвать три любых сорта белого вина. И кандидат успешно перечислил: «Шардоне, Райнски ризлинг, Совиньон блан».
Следующий этап заключался в открытии бутылки вина штопором. Без сучка, без задоринки, разумеется.
И, наконец, третье испытание, самое сложное, для самозванца, который бы посмел прикинуться ценителем вина… В бархатной алой повязке на глазах следовало отгадать два вина на вкус.
После успешно проведенных испытаний податель заявки произносит торжественную клятву, возложив руку на бочонок с вином. Перевод которой ваш корреспондент прикладывает ниже:
«Вино благородный и здоровый напиток!
Я, /имя вступающего/, принимаю беззаветную службу вину,
Которому готов служить верно и во славу его производить и растить везде
Я – витязь (рыцарь) вина на службе его величества вина.
И всегда буду сотрудничать с витязями из своего винного ордена, как и с витязями из других орденов,
Расширяя славу вина, оберегая традиции и культуру Телечкой равнины.
Вино буду пить умеренно, уважая его, а своих друзей стану учить культурному питью вина. С сохранением сербских винных традиций».
Далее все произносят лозунг общества:
ВИНОМ АГИОС ДИМИТРИОС
Подняв бокалы горе! (вверх — серб.)
Начиная с этого момента, человек становится хранителем винных традиций, в честь чего облачается в одежды Винских Витязей с помощью братьев.
Добрыня Балканыч