Прошел год с тех пор, как высокопоставленные чиновники ЕС и Германии в Белграде праздновали «исторический день» для Сербии. Теперь вопрос о добыче лития в долине Ядар больше не доминирует в заголовках.
Летом 2024 года канцлер Германии Олаф Шольц и вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович прибыли в Белград. Шольц говорил о «важном европейском проекте», а президент Сербии Александр Вучич назвал это «квантовым скачком в будущее». Сегодня эти громкие слова о миллиардах евро инвестиций звучат как эхо, особенно после того, как немецкая компания Neptune Energy подтвердила обнаружение огромного месторождения лития в Саксонии.
Проект «Ядар» умер?
— Лития из Сербии не будет — ни с нынешним правительством, ни с любым возможным в будущем. Этот вопрос мертв, — заключил немецкий журналист Михаэль Мартенс (известный в Сербии как автор биографии Иво Андрича), недавно подытожив в FAZ то, что многим в Сербии казалось очевидным.
Вучич прошлым летом настаивал, что Сербия не должна быть лишь сырьевой базой.
— Для меня слово значит больше, чем подпись, а канцлер сказал, что приложит все усилия для создания здесь производственной цепочки , — заявил тогда президент.
Однако с самого начала эта политическая эйфория столкнулась с мощным сопротивлением общества, которое вылилось в массовые экологические протесты и блокировки по всей Сербии из-за страхов перед долгосрочным загрязнением окружающей среды.
Пока Сербия боролась с внутренним сопротивлением и политической невозможностью реализации проекта, компания Neptune Energy объявила новость, которая, возможно, вбила последний гвоздь в гроб проекта «Ядар». Они подтвердили обнаружение одного из крупнейших в мире месторождений лития в немецкой земле Саксония-Анхальт, с оценочными запасами в 43 миллиона тонн литий-карбонатного эквивалента.
Андреас Шек, исполнительный директор Neptune Energy, пояснил:
— Эта новая оценка подчеркивает огромный потенциал… Это позволяет нам внести значительный вклад в обеспечение германского и европейского рынков.
Ключевое отличие — в технологии. Вместо традиционной добычи немцы используют метод прямой экстракции лития (DLE) из соленых подземных вод, который позиционируется как экологически безопасный, поскольку не требует открытых карьеров. Такое развитие событий в самой Германии существенно снижает стратегическое давление на Сербию. Европа, кажется, нашла альтернативу у себя дома — в политически стабильной среде и с технологией, которую легче представить как «зеленую».
Как отметил Аксель Венке из Neptune Energy, Германия сочетает «геологический потенциал, развитую инфраструктуру и технические знания» .