Наибольшее количество институтов в Нови-Пазаре, Тутине и Сенице было фактически вытеснено из сербского пространства идентичности. Не делайте быстрых выводов. Это только первый шаг…
Проект «Санджак» еще ждет своих пяти минут славы — и только наивные могут связать его с борьбой с коррупцией, жертвами падения конструкций вокзала, правосудием или избирательной кампанией студенческого списка. Это проект, который десятилетиями тлел под кажущимся миром в Рашке и который в последние дни угрожает в полном разгаре разоблачить направления своей деятельности-территориальное, правовое, религиозное и культурное отделение. Поразительно-в тумане студенческих протестов-толчок к этому проекту, не зная, что они делают, — дают сами сербы, принимая на себя роль соисполнителя создания исламского квазигосударства на территории своей страны.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВМЕСТО БОМБ НАТО
«Республика Санджак» — несбывшаяся мечта мусульман, столь же старая, как бывшая Югославия. После окончания войн этот процесс принял другое, более тонкое направление, региональное, но транснациональное. После периода между 2002 и 2013 годом, когда наибольшее количество институтов в Нови-Пазаре, Тутине и Сенице было фактически вытеснено из сербского пространства идентичности, наступает период тактической эволюции.
На этот раз противник пошел другим путем, вместо бомб НАТО и создания террористических подразделений для перекройки государства были использованы другие методы работы — проекты гражданского просвещения, мультикультурный диалог, публичные разговоры о „дискриминации“, гендерном равенстве и правах человека. Под видом терпимости быстро продолжался демонтаж сербского культурного и, что наиболее важно, институционального присутствия в районе Рашки.
В дополнение к самоотверженной поддержке западных фондов (не будем приводить здесь названий этих нежелательных в России организаций) и западных посольств, решающую роль в подготовке к созданию парагосударства сыграла Турция через агентство TIKA , официальное государственное агентство Правительства Турции, действующее при Министерстве культуры и туризма и являющееся основным инструментом мягкой силы турецкого влияния на Балканах, и Dianet-государственное управление по делам религий.
ПО ОБРАЗУ САРАЕВО
Образование признано самым сильным инструментом идеологической обработки. После внеклассных мероприятий, которые начались еще в 1990-х годах, официальная школьная программа начинает меняться в соответствии с не большинством, а якобы более уязвимой и фактически более агрессивной частью населения, которая на основе статуса национального меньшинства вводит программу по образу Сараево. Учащиеся начальной школы медленно переходят на“ боснийский язык», проводится пересмотр истории таким образом, чтобы сказки и фантазии получили очертания официальной истории. Неправительственный сектор Белграда активно организует многочисленные семинары, общественные дискуссии и тренинги, в которых активно участвуют лекторы из Приштины, Тираны и Сараево.
Государственные институты Сербии полностью игнорируются. За исключением получения денег из бюджета.
Параллельно с этим в общественном общении выбрасываются прилагательные «сербский„, название“ Рашка„ больше не используется, а исключительно “санджак». Все чаще используются такие названия, как “санджакская или боснийская культура„ ,“ санджакская или боснийская молодежь„ , “санджакский бизнес-сектор „ ,в то время как некоторые СМИ и местные чиновники перестают использовать даже “Сербия„ в институциональном контексте, но говорят о “государстве» от третьего лица, как о чем-то внешнем и навязанном.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ИЛИ ТИХОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КВАЗИГОСУДАРСТВА
После того, как он находится на первом этапе, после пятооктябрьского переворота, с 2000 до 2013 года проводилась базовая деконструкция сербской идентичности в образовании и общественном пространстве, с 2014 года и далее наступает новый, гораздо более тонкий, но более эффективный этап — захват институтов изнутри. Даже на этом этапе не было необходимости применять насильственные методы, вместо этого система была подорвана изнутри – через законы, проекты и, наконец, гражданский сектор западных и восточных служб.
Ключевое изменение в подходе иностранных актеров к Рашской области произошло в 2014 году. когда вступило в силу формальное применение преподавания родного языка (включая боснийский) в качестве факультатива в начальных и средних школах в рамках пилотной программы. Программа двуязычного обучения боснийскому и сербскому языкам в Сербии, где особое внимание уделяется таким регионам, как Рашка, АП Воеводина и крайний юг Сербии, формально соответствует правовой базе 2006 года, когда Республика Сербия ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств.
В том же году делегация ЕС, посольство Великобритании и немецкие неправительственные организации начали и поддержали ряд инициатив и проектов, направленных на „диалог и инклюзивность“ в регионе. В рамках этих программ были наняты местные НПО, такие как Urban in, ForUm 10, Санджакский комитет по правам человека, Мусульманский молодежный форум, Инициатива Игмана и ряд других субподрядчиков.
КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ БОСНИЙСКАЯ НАЦИЯ
Хотя официальные цели, как это обычно бывает в каждом проекте, были направлены на укрепление демократического потенциала, на практике эти проекты функционировали как платформа для формирования боснийской культурно-политической повестки в регионе.
За внедрением контента, прославляющего исламскую и османскую историю, через школьные программы последовала организация подготовки учителей и под эгидой „мультикультурализма“ называлась „боснийская нация“, которая официально возникла в 1993 году, а уже 20 лет спустя у него был свой язык, история, насчитывающая более 1000 лет, свои короли, герои, памятники.
Здесь на сцену вышли TIKA и Фонд Dianet, которые сначала не разрушали сербские мифы, а только во имя культуры и права на религиозное выражение восстановили существующие, но особенно несуществующие памятники и религиозные объекты в районе Рашки. Таким образом, Нови-Пазар, Тутин, Рашка за ночь были затоплены какими-то мемориальными досками, памятниками османским героям и минаретами.
В качестве логического продолжения изменения этого региона меняются названия школ, улиц, удаляются памятники, „оскорбляющие чувства боснийцев“.
ОСЬ: ТУРЦИЯ-САРАЕВО-ТИРАНА
В медиа-пространстве государственное регулирование СМИ почти полностью игнорируется. Местные радио-и телестанции часто работают без разрешений или под видом культурных и религиозных центров. Содержание очень эксклюзивное-преобладают новости из Турции, Сараево, Тираны и исламского мира, а национальные темы из Сербии передаются с иронией, цензурой или открыто игнорируются. Повествование всегда одно и то же: Сербия-иностранный оккупант, Белград-правительство без легитимности, а Санджак — „находящееся под угрозой исчезновения образование“, которое „ищет свое место в Европе“.
В то же время первенство в административной структуре Нови-Пазара, Тутины и Сеницы берут на себя партийные активисты Партии демократического действия Санджака Сулеймана Углянина и Партии справедливости и примирения покойного Муамера Зукорлича. Политизация и администрации представляют собой важный шаг, особенно с учетом программ этих политических организаций, которые открыто выступают за автономию или так называемый „особый статус Санджака“ в пределах государства Сербия.
Религиозное влияние растет вместе. Строительство новых мечетей, финансирование Dianet, курсы арабского языка, прибытие имамов с Ближнего Востока, богословские стипендии и логистическое сотрудничество с образовательными учреждениями в Анкаре и Стамбуле-все в форме укрепления боснийской идентичности.
Такие проекты Дианет и агентства ТИКА не ограничиваются только районом Рашки. Недавно портал «Васеленска» написал о многочисленных проектах, реализуемых на Балканах, от Тираны до Печи, Урошеваца, Приштины, Рашки до Сараево. Это явление духовной культуры, благодаря которому Турция оказывает влияние, гораздо опаснее, чем бомбы НАТО, хотя сама Турция считается длинной рукой альянса НАТО.
Наряду с этим в общественном пространстве стали повседневными выражения, такие как „оккупированный Санджак“, „аннексированный Нови-Пазар“ или „незаконная Конституция Сербии“. И не на некоторых полях, а в средствах массовой информации, и особенно на семинарах, организованных неправительственными организациями из Белграда…
Продолжение следует…
Источник — Васеленска