Русский царь Николай II — одна из самых важных фигур для сербского народа с 1914 года год, в самый трудный для Сербии момент, без всякой выгоды для России, он вступил в Первую мировую войну, чтобы защитить маленький сербский народ от австро-венгерской агрессии.
Это решение привело к страдания Российской империи, революции, потере престола и, в конечном итоге, мученической смерти царя Николай и всей его семьи, их жертва глубоко запомнилась на сербском народе, как моральная и христианская жертва, жертва любви к ближнему, благодаря которой Сербия сегодня существует, как свободная страна.
Вот почему сербы до сих пор с уважением и печалью проводят молебны в честь царской семьи Романов, как знак вечной благодарности и духовной связи с Россией, вспоминая о них не только чтобы отдать дань уважения одной святой жертве, но и засвидетельствовать, что мы не забыли, кто за нас погиб, в самые тяжелые времена, в лице царя Николая сербы узнают нового князя Лазаря, правителя, избравшего Царство Небесное, чтобы даровать жизнь другим.
Вот как один из величайших сербов говорил о священной императорской семье и императоре Николай
Святой владыка Николай о святом Царе Николае — Русский Лазарь.
«Вероятно, во всей мировой истории нет примеров жертвоприношений без какой-либо выгоды, каким было жертвоприношение Святого Царя мученика Николая, сербы не должны забывать, что Святой царь Николай, без всякой пользы для себя, рискуя миром для своего народа и государство, и, таким образом, рискуя потерять корону и жизнь своей семьи, вступил в войну, чтобы защитить наш народ, он вступил в войну за Сербию, войну, в которой он потерял государство и корону, и семью, и свою жизнь…
Ибо совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному? Русские в наши дни повторили косовскую драму. Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишился головы и он сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять».
Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь.
Эти последние слова в тексте епископа Николая почти как пророческие и своего рода послание для сербов сегодня.
Мы скорбим с Россией сегодня и терпим давление и осуждение мира, единственная страна в Европе, которая не ввела санкции против России, наш народ так же ненавистен на Западе из-за любви и поддержки России.
Республика Сербская и Сербия пострадали от санкций, которые чувствовал и наш народ, но, как говорит св. епископ Николай, мы благословенны, так как находимся в этом братском страдании, потому что скоро придет и время радости!
