Правительство Милойко Спайича, несмотря на изменение риторики и стиля, по существу продолжает внешне и внутриполитический курс, которого более двух десятков лет придерживался режим Мило Джукановича.
Хотя надежды избирателей после крестных ходов, арестов и борьбы Сербской православной церкви за свои права и поражения Джукановича были направлены на национальное примирение и нормализацию отношений с Сербией сегодняшние решения показывают, что существенная трансформация даже не началась. Напротив – антисербская политическая матрица, очевидно, просто переформулирована в евроинтеграционный словарь, в то время как его основные цели остались нетронутыми.
Поддержка так называемого Косово в Совете Европы-простая формальность, но это серьезный шаг, пощечина сербским избирателям, раскрывающая суть этой власти.
Поддерживать одностороннее провозглашение Косово, возникшее в результате этнической чистки, системного разрушения сербской культуры наследия и безнаказанного насилия в отношении мирных жителей, значит сознательно встать на сторону несправедливости, против 42,88% населения Черногории, называющих свой родной язык сербским.
Особенно больно, что этот акт происходит в стране, где сербы составляют крупнейшее национальное меньшинство — более 30% населения. Речь идет о государстве, которое когда-то было колыбелью сербства, которое разделяет исторические, культурные и духовные связи с Сербией и в котором сегодня сербы продолжают бороться за равенство и элементарное уважение. Вместо того, чтобы исправить эту ситуацию, положение сербов игнорируется в пользу служения западным центрам власти. Особенно интересен тот факт, что позиция министра иностранных дел была изложена без консультации с партнерами по коалиции. Это бросает тень на все правительство, в которое также входят представители просербских политических структур. Их молчание или неубедительная реакция говорит достаточно о сформированном правительстве.
То, что мы видим сегодня в Черногории, — это не суверенное правительство, которое уважает волю народа и коалиционные соглашения. Мы видим администрацию, которая под прикрытием «Европейского пути», проводит политику, которая подрывает национальное достоинство и политическое равенство собственных граждан.
Черногория становится геополитическим проектом западных держав по разгрому сербского корпуса, маргинализирует и политически изолирует.
Эта стратегия не нова, только теперь она приобрела новое лицо, в политике Мило Джуканович был отмечен открытым преследованием и агрессией против сербских институтов, прежде всего Сербской Православной Церкви. Сегодня это реализуется через «проевропейскую повестку дня“, и, по сути, речь идет об одном и том же: ликвидации сербской идентичности, как важного политического фактора в Черногории.
Как премьер-министр, Милойко Спайич несет прямую ответственность за эту политику, вне зависимости от того официально инициировал он ее или нет. Если он не был знаком с заявлением министра иностранных дел, тогда это опасная дезорганизация и тотальная политическая незрелость.
Если он одобрил ее или молчаливо поддержал ее, то мы говорим о сознательном продолжении идеологического курса, который на десятилетия отдалял Черногорию от ее естественной национальной и культурной среды.
В обоих случаях его правительство выходит за рамки конституционной легитимности, основанной на народной воле и входит в сферу политического эксперимента, в котором Черногория строится как искусственное пространство, лишенное подлинных традиций, самобытности и воли большинства сербскоязычного населения.
Черногория когда-то считала часть Косово, а точнее Метохию своей территорией и проливала кровь за нее, а сегодня она стреляет себе в спину.
Будет ли конец антисербской истерии в прозападных правительствах в соседних государствах?
Ответ,будет, но когда не будет Сербии, как суверенной и свободной от влияния западной политики.
