В нашем новом мини-цикле – ответы на главные вопросы о том, насколько идеология радикального ислама затрагивает современное пространство «сербского мира», существует ли угроза со стороны последователей ваххабизма обострить обстановку на Балканах, а также в какие территории региона можно считать проблемными и кто стоит за распространением религиозного экстремизма в Боснии и Герцеговине, Сербии и Косово. Нашим экспертом выступил специалист по радикальному исламу и кандидат политических наук, пожелавший остаться анонимным.
Каким образом идеи радикального ислама проникают на Балканы? Какие социальные группы среди местных мусульман становятся наиболее уязвимыми влиянию этих идей? Кого можно назвать главными идеологами и лидерами радикалов на Балканах, а кого — главными спонсорами распространения этих идей?
Основная работа по радикализации молодежи в регионе преимущественно проводится в ново построенных мечетях, параллельных джамаатах и ваххабитских населениях. Мечеть на Балканах решает сразу несколько задач. С одной стороны, трансформируется подсознание и духовное восприятие балканских мусульман – мечеть становится обязательным и центральным атрибутом бытия. С другой – меняется культурный ландшафт балканских земель и распространяется радикальный ислам среди мусульман. С третьей – мечеть является главным вербовочным центром радикальных исламистов.
На фоне высокого уровня безработицы и тяжёлой социально-экономической обстановки и публичной демонстраций «европейских ценностей» (гей-парады, активная сексуальная жизнь, индивидуализм и другое), что входит в жесткое противоречие с традициями ислама, молодёжь является наиболее уязвимой перед данной угрозой, особенно дети из нерелигиозных семей, не имеющие правильного представления об исламе, а также лица криминального поведения, лица с нарушенной психикой и нарушенным эмотивным состоянием, а также лица, нуждающиеся в финансовой поддержке. В работе по радикализации мусульман в регионе также задействована региональная сеть международных исламских НКО, определенные СМИ и журналы, некоторые культурные центры.
Главный идеолог и лидер безусловно – это Алия Изетбегович. Дальше, главными местными проводниками в регионе являются ближайшие сотрудники и соратники Алии Изетбеговича и бывшие члены региональной структуры организации «Братьев-мусульман» (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.) — организации «Молодые Мусульмане», которые сегодня составляют ядро политической партии СДА. Прежде всего – Хасан Ченгич. Во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине Ченгич вел переговоры с исламскими правительствами, включая Иран, о предоставлении боснийской армии оружия, снаряжения и солдат. Он был ключевым лицом, ответственным за организацию поставок оружия из исламских стран, прежде всего из Ирана. Он был членом наблюдательного совета TWRA. Важно отметить и существенный вклад Мустафы Церича, бывшего Рейс Улему, соратника Алии Изетбеговича и Эльфатиха Хассанейни, директора TWRA – организации, основанной в Судане, связанной с Усамой бен Ладеном и его террористической сетью «Аль-Каида» (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.), финансировавшая незаконные поставки оружия и переброски моджахедов в Боснию во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине, а также военные потребности боснийских мусульман. После ухода с должности Рейса в БиГ он основал Всемирный конгресс бошняков (Свјетски Бошњачки конгрес) и продолжает свою деятельность глобально во всем мире. В настоящее время он является советником по международным отношениям/международному сотрудничеству действующего Рейса. Среди современников стоит упомянуть Сеада Шехича, вице-президента Европейского мусульманского совета (ЕМС) на Балканах.
Если рассмотреть международную составляющую, то можно выделить следующих лиц за их существенный вклад: Абу Абдель Азиз Барбарос или Барбаросса, также известный как Абдул Рахман аль-Досари, старший вербовщик «Аль-Каиды», активно участвовал в боснийском джихаде и внес значительный вклад в создание балканской террористической инфраструктуры. Шейх Анвар Шаабан, египетского происхождения, также известный как Абу Абдель Рахман аль-Масри, глава Исламского культурного института в Милане, ставший эмиром отряда «Эль-Муджахид» в Боснии, бывший высший командующий «Аль-Гамаа аль-Исламия» в Юго-Восточной Европе, оказал огромное влияние на боснийских моджахедов. Имел тесные рабочие отношения с шейхом Омаром Абдул-Рахманом, а также поддерживал регулярные контакты с заместителем командира «Аль-Каиды» Айманом аз-Завахири. Погиб в засаде в Боснии и Герцеговине. Абу Маали, прибыл в Боснию в 1992 году через Италию. Он использовал множество личностей для своего прикрытия в Боснии, в том числе: Адбель Хадир Махари из Алжира, Халид ибн Абдулла из Кувейта, 1967 года рождения, Халид Катич, родившийся в 1967 году в Кувейте. После убийства Анвара Шаабана в 1995 году, Абу Маали взял на себя руководство отрядом. После окончания Гражданской войны в Боснии и Герцеговине Абу Маали участвовал в формировании и руководстве сообществом моджахедов в Бочине, завершив его формирование в 1990 году, прежде чем покинуть Боснию. У него были близкие отношения с Каримом Саидом Атмани, который был арестован в Боснии и Герцеговине и экстрадирован во Францию, а также с канадцем алжирского происхождения Фатехом Камелем, считавшимся лидером алжирской группировки в Монреале, находившимся в розыске на основании ордера Интерпола, выданного Францией, и арестованным в Иордании в апреле 1999 года. Имеется информация, что он был агентом ЦРУ, работал на США. Эльфатих Хассанейн, директор TWRA, работал с бен Ладеном и «Cлепым шейхом» — шейхом Омаром Абдул-Рахманом. Он находился под следствием за отмывание денег и контрабанду оружия. Эльфатих и TWRA были награждены Изетбеговичем Орденом за заслуги перед Боснией и Герцеговиной.
Финансированием распространения идеологии радикального ислама включены исламские страны, прежде всего Саудовская Аравия, Турция, Катар, Иран и другие, при поддержке Великобритании и США.
Беседовал Владимир Басенков
Продолжение следует