Что сейчас происходит в Сербии? В чем цель продолжающихся месяцами протестов? Политики, дипломаты и СМИ легко делают безапелляционные заявления и наклеивают ярлыки. Для них все просто и понятно.
Для нас же, как издания, многие годы работающего в Сербии, остается много вопросов. Ответить на них и помочь нам и нашим читателям разобраться в ситуации, любезно согласился доктор наук, преподаватель МГИМО Стеван Гайич.
1. Что сейчас происходит в Сербии, это «цветная революция», «уличные беспорядки» или что-то иное?
То, что происходит в Сербии, можно прежде всего назвать глубинным общественным и политическим кризисом. Он вызван, прежде всего, нехваткой справедливости и наглостью властей.
В шуме множества новостей, может быть, в России это главное, что не понимается.
Если мы имеем случай, что, например, сын Желько Митровича, главного пропагандиста, собственника телевидения «Пинк», главного пропагандиста Вучича, может сбить девушку и практически не понести никакой ответственности, а законы применяются только для тех, кто не является частью клана Вучича, то мы говорим о глубинной несправедливости. И это только один маленький пример. То есть то, что для властей существует анархия, а для народа тирания.
Триггером всего этого неудовольствия было падение навеса вокзала в Нови-Саде 1 ноября 2024 года. И с того времени Сербия уже не могла смириться
15 марта, когда был самый большой протест в истории Сербии, когда около миллиона людей вышло на улицы Белграда, власть не то что не поняла то, что общество ему говорит, а нагло еще больше начала использовать криминальные структуры, которых собрала в центре города перед резиденцией президента в практически паравоенном лагере, который называют «Чацилэнд».
Из-за слова «Чаци», значение данного слова это отдельная история. На сербском языке есть слово ученик — «джак» (соответственно «ученики» — «джаци»).
Когда начались протесты, кто-то из тех, кто поддерживает власть хотел написать «ученики в школы», но написал неграмотно, использовав букву «Ч» вместо буквы «Дж», это такие детали сербского языка. И их стали называть этим случайно получившимся смешным именем. В любом случае, в центре города уже месяцами находится по сути полевой лагерь сторонников Вучича.
Внутри буквально находятся представители криминальных структур.
Таким образом, основная причина происходящего в Сербии — это систематичное долгое отсутствие справедливости и игнорирование властями этой системной проблемы.
2. За прошедшее время протесты в значительной мере трансформировались. Кто сегодня участвует в акциях протеста и каковы их требования?
Основными требованиями в начале было, чтобы все, кто виновен в падении навеса только что отремонтированного вокзала Нови-Сада, понесли ответственность, но так как было понятно, что все ниточки ведут наверх, то есть до буквально Вучича и его самых близких людей, то скоро стало ясно, что они сами себя арестовать не будут и протест стал всенародным восстанием, а требованием стало проведение в Сербии досрочных выборов. Даже по официальным соцопросам ясно, что Вучич потеряет в таком случае власть, поэтому он сейчас пытается сделать все, чтобы избежать легального выхода из этой ситуации и путем провокаций создает условия для введения диктатуры.
Хотя я и не уверен, что у него хватит сил даже для этого.
3. Обоснованы ли обвинения в том, что протесты организованы извне, представителями неких западных стран или неправительственных организаций, вроде Сороса, который часто упоминается в связи с Сербией? (Напомним, что Генпрокуратура РФ признала деятельность на территории России организаций «Открытое общество» и «Открытое общество фонд содействия», которые входят в структуру Фонда Сороса).
Знаете, лучшая инвестиция, которую Запад сделал в Сербии, это Александр Вучич. Он выполнил три их главных требования.
Первое — уничтожение всего, что осталось от государства Сербии в Косово и Метохии.
Я имею в виду то, что на севере Косово и Метохи раньше функционировала наша почта, практически даже наша полиция, наши органы власти, здравоохранение, телекоммуникации, документы, номера на автомобилях, электроснабжение и так далее. Все это систематично Вучич сдал. То есть он сдал Косово и Метохию, и там происходит изгнание сербов.
Он заставил сербов выйти из косовской полиции, практически оставил сербов без защиты, и тогда сербы начали жить в тройной оккупации. С одной стороны весь край находится под оккупацией НАТО. С другой стороны, есть криминальные структуры, которые заставляли сербов систематично сдавать свои позиции и интегрироваться в органы нелегального косовского государства.
И, в конце концов, физически албанский спецназ, полиция и руководство сербских муниципалитетов, стали албанскими, хотя никто за них не голосовал. А все это стало возможно из-за того, что Вучич сказал сербам не идти на выборы. И тогда вот албанцы все заняли.
Второе требование это то, что Вучич Сербию практически загнал в НАТО. Постоянные поставки оружия, снарядов, которые идут на Украину для потребностей ВСУ, то есть борьбы НАТО против России.
Третье создание из Сербии колонии. Он из Сербии сделал мультиколонию. Французам практически подарил белградский аэропорт, обещал, что ядерные электростанции в Сербии будут строить французы.
Макрона Вучич постоянно называет своим другом и Сербия покупает французское оружие, покупает оружие и у Израиля. Французы получают 3 миллиарда на «Рафали», Израиль получает 1,6 млрд.
И, значит, как сказал я, первое это Косово, второе это глобальное НАТО и третье это колониализм. Значит, Сербия стала при Вучиче колонией и он покупает поддержку из-за рубежа тем, что дает им все, что они хотят. А главный вопрос это шахты Рио-Тинто, если они будут добывать литий, как это планируют, то Сербия будет непригодна для жизни.
Наша вода по всей стране будет загрязнена в такой степени, что мы просто можем все переселиться, а сюда придет какое-то другое население, которое может заниматься этими шахтами, и от нашего государства, от нашей страны, от нашего народа ничего не останется. Так что, и в конце концов, Вучич постоянно дружит и видится и делает совместные программы с Алексом Соросом, сыном Джорджа Сороса.
И как можно тогда говорить, что тот работает против него? Это просто смешно. Вучич участвует в сети восточноевропейских и балканских НАТО диктатур вместе с албанским Эдди Рамом, в свое время тоже с ними был Бойко Борисов, премьер-министр Болгарии, Майя Санду в Молдове, Зеленский на Украине и так далее.
Это друзья Вучича и это его компания. Так что-то, хоть он и постоянно делает заявления о том, что не введет санкции против России, это делается лишь для того, чтобы Россия безучастно наблюдала за тем, что он делает, в том числе и против русских интересов.
4. Кто в большей степени сторонники ЕС и НАТО — власти или демонстранты?
Одним из главных символов этих демонстраций был и остается флаг, который мы часто видим на СВО. Это флаг нерукотворного образа Иисуса Христа. Я не знаю, как можно тогда охарактеризовать тех, кто выходит с этим флагом, как западников. Наш народ, сербский народ, он патриотически настроен и все эти протесты являются криком и восстанием против уничтожения, который производит ликвидационный комитет сербского народа Александр Вучич и его криминальная семья Вопрос абсолютно излишний, этот вопрос, который постоянно дается как сброс из властных кругов и, конечно, из его кругов и его лоббистов, а у него есть сеть лоббистов в самой России. Так что, когда слышу этот вопрос, этот вопрос является провокацией сам по себе.
5. Как сейчас можно описать отношение протестующих к России?
Насчет демонстрантов, это общенародное восстание, а так как в сербском народе 80% людей прорусски настроено, то это отражается и среди демонстрантов, но это вообще не тема протеста. Тема — наше банальное выживание. Поэтому я думаю, что этот вопрос некорректен.
А Вучич и его люди, они гибридная структура, сегодня они будут самыми большими европейцами, завтра китайцами, послезавтра французами, израильтянами, русскими, главными консерваторами и главными либералами. Все эти маски запасены у структуры, которую возглавляет Вучич. Так что я думаю, что это достаточно наивный вопрос.
Россия, как таковая, не является сейчас темой этих событий. Но, тем не менее, среди протестующих очень часто можно встретить символику, которую видим на СВО.
6. Почему на акциях протеста происходили нападения на партийные канцелярии и правительственные учреждения?
Эти нападения происходили после того, как в городе Врбас была провокация, где полиция защищала, буквально, физически защищала уголовников, которые позиционировали себя, как представители (правящей) Сербской прогрессивной партии, которые начали обстреливать фейерверками демонстрантов. Полиция вместо того, чтобы арестовать их, напала на демонстрантов вместе с ними. Это вызвало гнев, и по всей Сербии начали громить партийные штаб-квартиры, как ответ на эту провокацию.
7. Кто противостоит демонстрантам?
Этот вопрос очень важный, я уже ранее частично ответил на него. Противостоит Сербская прогрессивная партия, среди них есть буквально преступники, находящиеся в розыске.
Задайтесь вопросом, почему мы не услышали от Урсулы фон дер Ляйен, Эммануэля Макрона, Шольца и прочих, столь озабоченных демократией людей, критики в отношении данной ситуации. Так же, как вы никогда не услышите и критики в адрес Майи Санду в Молдове.
Я очень сожалею, когда вижу трактовку событий в ваших СМИ, во многом спровоцированную невероятным страхом перед «цветными революциями», из-за этой ловушки выходит, что Россия поддерживает западную трактовку вопроса.
8. Что власти предлагают в качестве решения кризиса?
Власти, как решение предлагают средний палец и это не метафора это буквально так и есть. Страшные примеры брутальности силовиков демонстрируют, что власть абсолютно не готова ни на что. Почему? Потому что они защищают миллиарды, они физически защищают огромные деньги, потому что здесь все монополизировано не только криминал и серая и черная экономика, но и официальная монополизирована и централизирована властным кланом, поэтому и ситуация у нас такая тяжелая потому что все, что они предлагают народу — это средний палец.
9. Есть ли причины для беспокойства о геополитических событиях в регионе? В какой мере все происходящее объективно касается самой России?
Конечно, есть причины для беспокойства. Если, не дай Бог, произойдет какая-то война, пока Вучич у власти, то тогда только Господь и Пресвятая Богородица могут нас спасти.
Очень странно, когда тот, кто тебя уничтожает, заявляет, что он на самом деле защищает твои интересы. Вокруг нас создается мини-НАТОвская коалиция, в нее входят Хорватия, нелегальное Косово, и Албания, все они вооружаются. За этим стоит Турция, за Турцией, скорее всего, Великобритания, потому что Турция, она получила большие успехи на Южном Кавказе, как вы знаете, в двух азербайджанско-армянских войнах, большой успех в Сирии, в Африке и их аппетиты огромные.
Их аппетиты нацелены на Центральную Азию и смотрят, конечно, на абсолютно главный приз, который они всегда хотели, это возвращение в Европу. То есть в Румелию — так как они называют Балканы.
И конечно это все в интересах глобального НАТО, то есть я не сказал бы США, я думаю что как бы странно не звучало, нынешняя администрация абсолютно не заинтересована в эскалации какого-то конфликта, Но Лондон, Брюссель и, возможно, еще Турция и какие-то скрытые игроки, это те, кто хотел бы разжигания здесь какой-то войны.
Мы могли бы сейчас углубляться в ситуацию на Балканах, рассмотреть, что происходит в Хорватии, как там идет подъем нацизма, как в Боснии и Герцеговине расшатывается ситуация, как в Македонии, а в Косово и Метохию поступают не только оружие с разных сторон, но и Турция создает там военные заводы.
Так что да, Причин для тревог много.
10. Как изменятся отношения Сербии и России в случае успеха протестов и в случае успеха властей?
В случае успеха властей, Россия, конечно, это будет приветствовать, но на глубинном уровне отношения ухудшатся, потому что сербский народ будет ненавидеть и Россию, которая в таком случае поддерживает буквально врагов и сербов, и русских.
Если сменится власть, я думаю, в первую очередь на повестке будет не внешняя политика, а освобождение институтов от криминальных структур, которые их заняли, я думаю, что только после демонтажа мафии мы будем иметь снова политическую жизнь.
А само собой, большинство сербского народа прорусски ориентировано.
Я считаю, что Россия должна смотреть на народный пульс, не ориентироваться на власть, как всегда это делает, как поддерживала Януковича, из-за чего очень много прорусски-ориентированных, русскоязычных, русских людей в конце концов на Украине были настроены против России из-за конкретной одной личности, которого в итоге даже во время нахождения у власти нельзя было назвать пророссийским кандидатом.
Посмотрите, везде не надо опираться только на власть, а именно на чувства, которые глубинные, народные, потому что власть так или иначе пройдет, а если Россия будет на ошибочной стороне, то этот шрам люди не забудут. Также, я думаю, что надо подумать и о коррупции внутри самой структуры. У вас в России есть закон о иностранных агентах. Я надеюсь, что это относится не только к иностранным агентам из Вашингтона, Лондона и Брюсселя, но есть и другие столицы, которые имеют своих иностранных агентов.
Я думаю, при применении этого закона в России все вопросы, на которые сейчас я отвечал, были бы раскрыты. Потому что есть люди, которые которые наживаются на процессе, который в длительной перспективе может привести к печальным результатам.
Сербия и русские всегда были связаны и всегда существовала реальная любовь между этими близкими народами. Но я думаю, что это может быть нарушено, конечно, если народ будет идентифицировать Россию как того, кто поддерживает Вучича.
А Вучич — это захватчик и оккупант, то есть представитель оккупанта, просто который говорит на нашем языке. И это не первый раз в нашей истории. Дахии, турецкие, османские, они тоже говорили на сербском языке, а не на турецком. Хорватские усташи тоже говорили на сербском языке.
Так что я считаю, что надо очень внимательно следить за ситуацией, не делать плохие медийные вбросы, не вызывать гнев у народа и, конечно, более серьезно заниматься этой ситуацией с профессиональной точки зрения.
Я думаю, что достаточно сказал, потому что у России есть и дипломатия, и есть все возможности рассмотреть, что на самом деле здесь происходит.
Фото — скриншот