С одной стороны все чаще появляются новости о закрытии предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам, с другой же стороны президент Сербии Александр Вучич вновь присутствует на торжественном открытии новых фабрик западных компаний.
Что происходит с иностранными инвестициями в Сербию мы обсудили с Мирославом Паровичем, лидером движения Народного освободительного движения (Народни слободарски покрет). Само собой не обошлось и без вопросов о Нефтяной индустрии Сербии и политической ситуации в стране.

— С чем связана волна закрытия фабрик, принадлежащих иностранным инвесторам?
— Увеличивается число закрытия компаний, которым выдавались государственные субсидии для открытия производств. Как только эти субсидии закончились, они ушли.
И здесь мы видим разницу в поведении, например, между Нефтяной индустрией Сербии (НИС) и «Газпромом», как инвестором или даже китайскими инвесторами в металлургическом секторе. Несмотря на санкции, (которых у китайцев не было), или на убытки металлургических заводов, они остаются на рынке, потому что осознают его важность.
А вот другие инвесторы, в основном западные (сейчас это преимущественно немцы), как только видят падение прибыли, они сразу теряют к Сербии интерес, потому что знают, что могут найти новые субсидии и более дешевую рабочую силу в другом месте — и переезжают, мигрируют со своими компаниями.
Это связано с общим ощущением нестабильности и недоверия к экономической и финансовой системе страны, что и проявляется в таких тенденциях. Первым индикатором становится курс евро, потому что евро должен быть гарантом безопасности и стабильности. Как только вы видите повышенный спрос на него, значит, есть дефицит доверия в финансовом секторе. Это как высокая температура — показатель воспалительного процесса, или повышенное давление — признак проблем с сердцем. Это закономерность.
— Почему при этом Сербская прогрессивная партия Александра Вучича по-прежнему сильна и победила на недавних локальных выборах?
— Что касается выборов в целом, пока Александр Вучич не проигрывает, потому что крепко держит в руках все рычаги власти. Он максимально злоупотребляет всеми спецслужбами, институтами страны — судами, прокуратурой, полицией, Агентством безопасности и информации (BIA), Военно-безопасным агентством (VBA), использует криминальные структуры — нет ничего, чего бы он не делал, и поэтому пока побеждает.
Медийная кампания поддерживает его рейтинг на относительно высоком уровне (хоть и ниже, чем раньше). И он планирует украсть следующие выборы. Для этого ему нужно отобрать НИС у русских и перепродать американцам к концу 2026 года. В этих двух сделках (первая — кредит под якобы покупку НИС, вторая — продажа американцам) он рассчитывает получить около 4 миллиардов евро на предвыборные нужды.
Что касается недавних выборов в Мионице, Сечане и Неготине, там применялась грубая сила, подкупы — и хотя прогрессисты получили худшие результаты, чем раньше, они все равно смогли их «натянуть». Они манипулируют, подавая коалиционные результаты как исключительно свои. Даже в Сечане собираются переголосовать на некоторых участках, чтобы исправить плохие результаты.
Весной 2026 года (примерно в апреле) в десяти муниципалитетах пройдут очередные местные выборы (последние там были в 2022-м). Крупнейший из них — Смедеревска-Паланка, также Бор, Байина-Башта и другие. Посмотрим, ослабнет ли к тому времени режим или сумеет укрепиться.
