Мазохизм антироссийских санкций

Мазохизм антироссийских санкций

Слово «санкции», если перевести его на сербский язык, означает «наказание». Экономические санкции включают ограничение или запрет торговли, инвестиций и трансфера денег. Их цель нанести ущерб, увеличить расходы и навредить экономическим или иным интересам страны, против которой они были введены, ее чиновникам, предприятиям и гражданам, их цель — заставить это государство изменить свои действия в политике или экономике. Я, как экономист, сделаю упор на экономических санкциях, не погружаясь в иные вопросы, вроде того, из-за чего санкции вводились.


Верховный мировый орган, уполномоченный вводить санкции это Совет безопасности ООН (статья 24 Хартии ООН). Вторая международная организация, имеющая аналогичные полномочия — Всемирная торговая организация (ВТО). Она выступает за борьбу против дискриминации в торговле, но статьи XX и XXV приводят список исключений. Канадский профессор Крейг Мартин из Института Ридо пишет: «Большинство санкций в виде торговых санкций или эмбарго были prima facie нарушением этих принципов, если государство-мишень тоже является членом ВТО, а санкции не подходят ни под одно из исключений».

Санкции могут вводить и региональные организации, такие, как Евросоюз, международные организации в Африке и прочее, но Ассоциация государство Юго-Восточной Азии (АСЕАН) всегда была воздержанной и уклонялась от введения санкций. Санкции могут вводить и отдельные государства, как, скажем, США или Россия.

Критерии

Критерии для введения санкций достаточно размыты и часто непринципиальны. Идут как кровавые войны (Украина, Газа, Йемен, Сирия, Эфиопия, Судан, Ирак, Афганистан) или вооруженные конфликты низкого уровня (Китай и Индия), но чаще всего они оказываются незамеченными международными радарами, связанными с введением санкций. Многие компании работают с указанными странами, а также со странами, нарушающими права человека, такими как Саудовская Аравия или Мьянма. Компании утверждают, что не обязаны занимать позицию по всем событиям, происходящим в мире. Pecunia non olet – деньги не пахнут.

Двойные стандарты стали типовыми действиями в случае серьезных глобальных вопросов. Например, хотя с 2014 года и существовали санкции против России из-а присоединения Крыма, ЕС в 2015 году разрешил сотрудничество немецких и российских компаний («Даймлер» и «КамАЗ»). Обе компании производят технику для армии. Франция, вопреки санкциям, продавала военное оборудование России. Итальянская IVECO продала России 200 бронемашин. Многие друге страны продолжали продавать военное оборудование России. Британия также продавала важное промышленное оборудование. Вопреки санкциям запчасти для гражданской авиации по-прежнему попадают в Россию через Ближний Восток, роскошные автомобили с Запада доставляются через Среднюю Азию, а немецкие компании Knauf и WKB Systems участвуют в восстановлении Мариуполя.

Хотя Кипр и является полноправным членом ЕС, Турция оккупирует треть территории этой страны без каких-либо санкций. По сути вместе укора оккупанту, ЕС «награждает» Турцию переговорами о полноправном членстве в Евросоюзе. Так что международная практика показывает, что никаких общих принципов не существует.

Действие санкций

Санкции могут иметь нежелательный эффект. Например, санкции против Германии и Японии (ограничение свободного доступа к ключевому сырью, включая нефть) после Первой мировой войны были среди ключевых причин для Второй мировой войны. В этих случаях санкции подлили масла в огонь. Германия и Япония инвестировали в искусственные материалы и эрзацы и стали опаснее для международного мира. Эти две страны вели войны, чтобы экспортировать идеи и получить доступ к сырью и рынкам без оглядки на санкции.

Американская администрация препятствует вложениям к китайскую промышленность, занимающуюся компьютерами, компьютерными чипами и искусственным интеллектом, а также всем, что может использоваться в военной промышленности и угрожать безопасности США. Проблема в том, что Китая не нужен американский (или чей-либо еще) капитал. Китаю нужны технологии и права на интеллектуальную собственность. Потому у Китая сильные экономические связи с Европой (особенно с Германией) и Японией. Будучи однажды принужденными опираться на собственные ресурсы из-за санкций, многие страны становятся сильнее экономически, военно и политически более конкурентоспособными, чем ранее, что доказывают примеры Германии, Японии, Северной Кореи, Ирана или России.

Крупнейшие европейские компании понесли прямые убытки из-за санкций против России, более чем в 100 миллиардов евро только лишь за период с февраля 2022 по август 2023. Опосредованный ущерб для больших и малых предприятий, а также домохозяйств значительно выше, в первую очередь за счет роста цен на энергоносители и сырье. Невозможно подсчитать этот общий ущерб. Однако весь этот ущерб остается незамеченным СМИ. Война и санкции, однако, повысили прибыль компаний, добывающих нефть и газ и производящих оружие.

Мазохизм антироссийских санкций

Что-то не работает так как ожидалось в вопросе влияния санкций на Россию. Посмотрим на факты (Таблица 1).

Вопреки надеждам и ожиданиям Запада, вместо экономической рецессии, российская экономика возвращается на путь экономического роста, гораздо более быстрого, чем в странах, которые ввели против нее санкций, в первую очередь Европы. США же заработали не только из-за субсидий новой зеленой промышленности, но и из-за переселения предприятий из Европы.

С 2022 года Россию покинуло около 1000 компаний. Расходы, которые понесли эти компании составили более 107 миллиардов долларов. Однако, сотни компаний, такие, как итальянский «Бенеттон» или французский «Ашан» продолжают работать в России. Хотя многие компании и прекратили свою деятельность в России, оставшиеся получают прибыль, зачастую огромную (например банк Райффайзен).

Цена энергии повышает производственные расходы и производство становится дороже и менее конкурентным на мировом рынке. Дополнительно усложняют ситуацию нестабильные цены на газ. Эта цена может вырасти на 40% за день, как это было 9 августа 2023 года. Инфляция может ускориться, так как переход сельского хозяйства на биоэнергию (биодизель, этанол) уменьшает производство продуктов питания для населения, это повышает цены, а профсоюзы смогут требовать повышения зарплат.
Волна деиндустриализации захватила Европа. Производство алюминия, водорода, электромобилей и химикатов лишь некоторые из примеров. От этого членовредительства Европы санкциями против России выгоду получают только США и Китай, где энергия гораздо дешевле, чем в ЕС: в первой стране из-за своих источников, а во второй — благодаря поставкам из России.

Мазохизм антироссийских санкций

Таблица 2 показывает, насколько цена газа ниже в США по сравнению с ЕС. Одновременно налоги выше в Европе 27,8% на капитал и 21% на труд. Это два ключевых фактора для компаний, работающих с новой зеленой технологией. Неудивительно, что такие предприятия перебираются из Европы в США.

Проблема с оценкой ущерба от санкций в том, что она часто фокусируется на ущербе. Нанесенном стране, против которой они были введены, а не на достижении поставленных целей. Санкции, не имеют успеха, так как их подрывают контрабандисты. У Сербии в этом большой опыт, мы все доставали, разве что по большим ценам и в недостаточных объемах.

Джозеф Байден по словам Райана МакМакена публично «объяснил, что санкции не только не помешали Москве, но еще и заставили граждан США больше платить за продукты питания ради санкций, которые не работают… Байден ясно сказал, что санкции не функционируют и лишь делают нас беднее. Но их все равно нужно продолжать». Кому какое дело до людей, которые страдают из-за повышения цен на продукты, удобрения и энергию? Эти санкции могут вызвать также и дополнительную волну голодных мигрантов, направляющихся на Запад. Так что они станут проблемой для каждого.

Мечта о «зеленой индустрии»

Европейская экономика находится на разбитом пути. Государственные бюджеты пусты, проблемы идут одна за другой: КОВИД-19, высокие цены и энергетический кризис, рост импорта из Китая, растущие расходы на армию (а не инвестиции или образование) и возможная торговая война с США, если Дональд Трамп станет президентом в 2025. Американская экономика продолжает привлекать европейских, в особенности немецких производителей. Например, Фольксваген, Мерседес, БАСФ и прочие промышленные гиганты инвестируют в США. Огромный рынок США и американские субсидии новой «зеленой индустрии» привлекают подобных производителей из ЕС, которых там и без того немного.

Политика конкуренции и правила еврозоны мешают ЕС бороться с США на равных условиях в вопросе субсидий. Кроме того, высокие цены энергоносителей (из-за санкций против России и импорта дорогой альтернативной энергии из США) и сложная система получения разрешений («зеленых сертификатов») на производство стимулируют фирмы из ЕС перебраться через Атлантику или в Китай. Станет ли «американская зеленая промышленная мечта» реальностью, а «европейская зеленая промышленная мечта» так мечтой и останется?

Французский президент Эммануэль Макрон публично заявил 25 апреля 2024 года, что «ЕС сталкивается со смертельной угрозой экономического коллапса».

Новая монетарная система

Экономические санкции против России серьезно ударили по глобальной монетарной системе. Многие страны опасаются санкций против себя в будущем и потому не желают выполнять их сегодня из-за опасений, что завтра они вернутся к ним бумерангом. Запад захватил 300 миллиардов долларов легально заработанных российских резервов.Но если Запад так относится к столь большой стране, то что могут ожидать страны маленькие? Международная монетарная система на распутье. Доллары или евро становятся все более рисковыми активами. Однако, доллар и евро по—прежнему доминируют, так как значимая альтернатива еще не появилась.

Государственная конфискация легально заработанных частных денег в ЕС вообще не новость. На Кипре одномоментно конфисковали в 2013 году треть денег со всех счетов, превышающих 100 тысяч евро. Если это возможно в ЕС, где легальная частная собственность святыня, то что могут ожидать другие? Кто следующий? Китай, у которого 3200 миллиардов долларов находятся на Западе?

Альтернативная монетарная система постепенно формируется.. Государства се больше торгуют в национальных валютах, растет использование криптовалют, есть серьезные намерения стран БРИКС создать валюту, которая была бы вне влияния и контроля доллара и США.

Заключение

Действуют ли экономические санкции? Сложный вопрос, так как нужны четкие критерии успеха. Британский «Экономист» написал 11.02.2022, что многие академические исследования согласны с тем, что «большинство экономических санкций не функционировало». Германии не помешали начать войну, а лидеры Кубы, Ирана, Северной Кореи или Венесуэлы не сдались из-за иностранных санкций. В случае России санкции очевидно провалились. Для санкций нужны применение, самопожертвование и терпение. Но если мишень санкций не меняет своего поведения, если не останавливает войны, то в чем смысл наносить ущерб самому себе? Санкции изолируют людей в России, которые хотели бы перемен, ограничение поездок и виз прмо ударяет и по оппозиции в России.

Россия под постоянными западными санкциями больше века (с маленькой паузой в 90-х) и выдержала суровую блокаду Ленинграда. Санкции чаще всего шли на пользу России, так как заставляли российскую экономику проснуться и использовать отечественные ресурсы для промышленного и сельскохозяйственного прогресса, что отражалось в росте производства, изменении его структуры и увеличении темпов роста.

От санкций против России много проигравших и мало выигравших. Проигравшие — это Европа (рост цен на энергию, падение конкурентоспособности, переезд промышленности в США, потеря российского рынка) и бедные страны Африки, вынужденные платить за дорогие продукты и энергию. Выигравшие — США и их военная промышленность. Второй победитель — Китай. Эта страна получает энергию из России по выгодным ценам, снижает производственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции и наращивает свое промышленное производство.

Все больше людей на Западе волнует вопрос: что нам дают санкции против России? Является ли это для нас членовредительством? Не являются ли санкции самоубийственной политикой, так как они ничего не меняют в России или на поле боя, а нам наносят откровенный ущерб? Профессор Роберт Скиделски из Уорикского Университета написал:

«В конце концов, существует мирная модель улучшения международных отношений. Монтескье, Адам Смит, Ричард Кобден и многие другие утверждали, что обмен товарами, людьми и идеями несет умиротворяющий эффект. Санкции работают непосредственно против этого. Когда сторонники карательных мер утверждают, что торговля возможна только между цивилизованными людьми, они игнорируют цивилизационный эффект самой торговли»

И, наконец, о Сербии, которая не ввела экономические санкции против России и входит ту же группу, что и большинство стран мира. Что было бы, если бы Сербия ввела санкции? С одной стороны потеряла бы самого большого друга и делового партнера, стала бы для России враждебным государством, против которого Россия ввела бы свои санкции, а это страна с правом вето в Совете безопасности ООН, где Запад тут же с удовольствием уничтожил бы все, что осталось от Сербии. С другой стороны, в случае введения санкций, Сербия традиционно получила бы от ЕС новые условия на бесконечном «европейском пути», который никогда не приведет к вступлению, не только потому, что условия для вступления Сербии выполнить невозможно, но и потому, что мы не знаем, как в будущем будет выглядеть ЕС и будет ли он вообще существовать.

Мирослав Йованович

Источник

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: mail@ruserbia.com Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция