Конституционный суд Республики Сербской в Баня-Луке вынес решение, что Закон об изменении и дополнении Закона о референдуме и гражданской инициативе вместе с Решением о досрочном вступлении этого закона в силу представляет собой нарушение жизненно важного национального интереса бошняцкого народа.
В том, что Конституционный суд Республики Сербской должен рассматривать жизненные интересы бошняцкого и хорватского народов в самой Сербской, «вина» на Решении о конститутивности народов Конституционного суда Боснии и Герцеговины, создании Вече народов в Республике Сербской и, тем самым, существовании права на защиту жизненно важного национального интереса. А всё это отсутствует в Дейтонском соглашении и Приложении IV, которое является своего рода Конституцией Дейтонской Боснии и Герцеговины, и было принято под давлением и иными недопустимыми методами.
Если бы я был злобным человеком, я бы спросил: Есть ли вообще в Сербской юристы?
Почему настоящие юристы и патриоты не встают решительно против решения Конституционного суда Боснии и Герцеговины о конститутивности народов, которое разрушает основы Дейтонского соглашения и меняет общественно-политический уклад, превращая Дейтонскую Боснию и Герцеговину из государственного сообщества в государство БиГ, а в итоге — в централизованное. Такое решение стало источником большинства проблем и других вредных решений, оно нелегитимно, даже если было принято легально. За него проголосовали трое иностранных судей и двое судей бошняцкого народа, в то время как по двое судей от сербского и хорватского народов были против.
Дейтонское соглашение определило Мусульмано-Хорватскую Федерацию (так она называлась в 1994 году) как политико-территориальную единицу мусульман (бошняков) и хорватов, а Республику Сербскую — как политико-территориальную единицу сербского народа.
Конститутивность всех трёх народов (босняков, сербов и хорватов), то есть их равноправие, существует исключительно в общих институтах Боснии и Герцеговины, но никоим образом и никогда — в её энтитетах: Мусульмано-Хорватской Федерации и Республике Сербской.
Любопытно, что Народная скупщина Республики Сербской (в 2003 году) волшебным образом приняла спорное решение Конституционного суда Боснии и Герцеговины, тогда как Мусульмано-Хорватская Федерация этого не сделала.
Крайне важно, чтобы Народная скупщина Республики Сербской аннулировала Решение о конститутивности народов и отменила все иные решения, вытекающие из него как из источника права.
В противном случае, можно ожидать, что бошняки по праву потребуют изменения названия Республики Сербской и её фактической ликвидации.
Дане Чанкович, председатель движения «Выбор наш»
