Александр Вулин

Александр Вулин: Если хотим остаться сербами, БРИКС — наш путь

Лидер Движения социалистов и экс-директор сербской спецслужбы БИА Александр Вулин дал большое интервью Милану Бабовичу из «Вечерних новостей». Полагаем, что эта беседа будет интересной и нашим читателям.

— Первый вопрос, в соответствии с датой (годовщиной 5 октября 2025 года, когда был свергнут Слободан Милошевич — прим.пер.) и пожеланиями оппозиции: удастся ли им на этот раз добиться своего?

А разве не было «6 октября»? Что именно не произошло?  Единственное, чего не сделали сторонники ДОС по отношению к нам, кто был и остаётся против них, — это не расстреляли нас. Люстрация проводилась через Гаагский трибунал, операцию «Сабля», аресты, увольнения. Переворот 5 октября привел к власти партии, не имевшие большинства в Скупщине, при поддержке Запада и трусости тех, у кого не хватило смелости отстаивать народную волю, даже ценой жизни. Только Шешель и тогдашнее руководство СРС, Вучич и Николич, не согласились сдаться перед силой ДОС. Я их не боялся тогда — почему должен бояться сейчас?

— После российских спецслужб теперь и Владимир Путин публично заявил, что в Сербии проводится «цветная революция»…

Цветная революция в Сербии длится уже лет десять. Я не начинал сотрудничать с Российской Федерацией, Китаем и Белоруссией по обмену опытом борьбы с этим злом только после протестов 1 ноября — я делал это годами раньше, зная, что западные спецслужбы творят и что ещё готовят.

— Ваша отставка с поста директора БИА и заметное отстранение от дел доказывают, что наш суверенитет всё же ограничен?

— Моя отставка с поста главы БИА, конечно, была вынужденной и не связана с моей работой. Напомню, что в мой период руководства БИА была разгромлена хорватская разведслужба в Сербии, мы выслали её неформального главу, арестовали болгарских и албанских шпионов, разоблачили серьёзные агентурные сети, работавшие против Сербии и наших друзей. Это то, что известно, а что не известно — тому и не следует быть известным.

ЕС сделал из меня меру самостоятельности сербской политики. Факт: кто бы ни перечил России и Китаю — не беспокоился о своей политической карьере. Я считаю, что так и должно быть, так же думают Россия и Китай. Факт: Марта Кос публично требовала, чтобы меня не было в новом правительстве, и все остальные в ЕС в дипломатических кругах настаивали на этом. Факт: как она сказала — так и вышло.

— Согласны ли вы с оценками, что самой власти во многом способствовала цветной революции — многолетним потворством USAID и других прозападных кадров в правительстве и судебной системе?

— В 2012 году произошла смена власти, но носители идеологии ДОС остались в госсистеме. Правда, они были смиренны, послушны, приятны и готовы с радостью терпеть любое унижение. Они льстили новым министрам и директорам, угождали им, передавая пикантные подробности о своих смещённых начальниках. Новым правителям нравилась их сервильность, им льстило, что им служат бывшие властители, нравилось, что их любят те, кто ещё вчера их ненавидел. Со временем они поверили, что прежняя жизнь их новых слуг была странной ошибкой, эпизодом, после которой те прозрели и стали искренними сторонниками президента Вучича.

— Неужели единственный грех власти в том, что она годами борется за любовь «другой Сербии»?

— Новая власть недооценила влияние культурной и образовательной политики на жизнь и безответственно оставила культуру и образование под контролем либо тех же самых людей, либо идейных, а порой и семейных наследников тех, кто правил Сербией до 2012 года.

Посмотрите, кто сидел и кто до сих пор сидит в правительственных комиссиях, распределяющих деньги на фильмы и сериалы. Посмотрите, сколько при нашей власти зарабатывают актёры, прославляющие геноцид в Сребренице, а сколько — те, кто осмеливается быть сербами. Как принимают певцов, называющих себя сербами, и тех, кто ноет из-за того, что я запретил Северине въезжать в Сербию после её восхваления (военного преступника) Готовины, будто эта страна — её собственность.

— Вас критиковали за эти запреты. Что они, по сути, дали?

— Я запретил въезд и той певице, которая поёт «Vale Kosovare» и трещит о символах «Великой Албании», а также Бубе и Джали, «прославившимся» твитом «всех сербов — на вербу» (призыв к расправе). В Боснии их, кстати, считают наркодилерами.

Не разрешил я и звезде «Гранда» Садику Хасановичу въезжать в Сербию и собирать деньги на ярмарках после того, как он пел:

«Нет попа, чтобы освятил воду — пусть Насер (Орич) придет на Рождество в Кравицу»

(На Рождество 1993 года отряды Орича вырезали 49 мирных жителей в селе Кравица под Братунцем).

Та же участь постигла и депутатов парламента Черногории, проголосовавших за резолюцию, объявляющую Сербию «виновной в геноциде в Сребренице».

Им пришлось изрядно попотеть на границе, добираясь до своих квартир на Врачаре. Я запрещал въезд и выдворял из Сербии хорватских и боснийских политиков, приезжавших участвовать в протестах.

Несколько евродепутатов по моему приказу были задержаны на границе, что особенно их бесило — ведь они, уверенные в своей неприкосновенности и важности, вдруг оказывались в положении, когда им приходилось либо разворачиваться обратно, либо открывать свои чемоданы для досмотра.

Да, к моему сожалению, любой, кто нас оскорблял и нападал, теперь может спокойно приехать на «Bir fest», зарабатывать миллионы и петь сербским детям, которых раньше отправлял «на вербу». И виновата в этом не ЕС — виноваты мы сами. Мой предложенный закон о «иностранных агентах» был отклонён, а если бы не был — деньги, идущие разным антисербским НКО, не могли бы даже поступить, не то что быть потраченными на беспорядки. Мой закон о полиции, регулирующий использование современных полицейских технологий и умных камер, был остановлен из-за сопротивления НКО, всегда поддерживаемых высшими кругами власти — советников, продавших своих прежних хозяев и готовых продать нынешних.

Я публично выступал против конституционных изменений, которые отняли у нас судебную систему — два депутата Движения социалистов проголосовали в парламенте против поправок, из-за которых сербские депутаты не могут выбирать сербских судей и прокуроров, а вместо них это делают «уважаемые юристы». Может, Алекс Сорос и делает вид, что наш друг, но он — зло, как и его отец.

Милош Вучевич, подавая в отставку, сказал, что ему кажется: как только протесты затихают, «какая-то невидимая рука» снова их запускает.

Чья это рука, и считаете ли вы, что сама власть своими ошибочными шагами участвует в этом?

И тогда, и сейчас мне жаль, что Милош подал в отставку с поста премьера. Он хорошо управлял правительством в трудное время, а его отставка не способствовала успокоению, а лишь воодушевила всех тех, кто полагается на силу, а не на законы. Бесспорно, что западные спецслужбы использовали понятные гнев, боль и отчаяние наших граждан из-за трагической и ужасающей гибели людей в Новом Саде — для организации беспорядков, длительной дестабилизации, ослабления Сербии, её институтов и, в особенности, силовых структур.

Но в таком случае, разве мы не должны признать, что если западные спецслужбы активно работают над разрушением нашего общества, то нам нельзя с таким доверием подходить к переговорам с политическими представителями ЕС и его ведущих стран? Если нас разрушают западные спецслужбы, значит, они делают это по приказу своих политических лидеров. Либо спецслужбы Запада осуществили государственные перевороты во всём ЕС и действуют самостоятельно, либо они под контролем своих государств и работают на тех самых президентов и министров, перед которыми мы оправдываемся за защиту своей страны и клянёмся, что евроинтеграция для нас — святыня. Западные спецслужбы планомерно разрушают и ослабляют Сербию, и делают это по указаниям своих легитимно избранных политических лидеров. Не понимаю, что тут неясного, и не знаю, когда мы начнём действовать в соответствии с тем, что знаем.

— Однако недавно на нашей территории был разгромлен лагерь, где российские спецслужбы готовили молдавских оппозиционеров к беспорядкам после выборов. Как вы это оцениваете?

У меня нет других данных, кроме тех, что в СМИ, и если они верны, то должен сказать, что использование нашей территории для любых действий против других государств неприемлемо и должно быть пресечено. Надеюсь, что наши спецслужбы знали об этом с самого начала и что нас никто не ставил в известность извне. Особо надеюсь, что время разгрома этого лагеря не связано с выборами в Молдове.

Повторю: любое использование нашей территории для действий против любого правительства недопустимо. Поэтому я уверен, что в ближайшее время следует ожидать ареста Срджи Поповича и активистов Canvas за организацию и участие в «цветных революциях» по всему миру, а также представителей многочисленных НКО из Сербии, которые активно выступают за свержение правительств России, Белоруссии, Китая и ОАЭ.

— Станет ли создание референдумной атмосферы «за Вучича или против» роковым для власти? И является ли формирование оппозицией студенческого списка их волшебной формулой?

Референдумная атмосфера «за Вучича или против» станет роковой для оппозиции. Вучич, без сомнения, самый популярный и уважаемый политик в сербском мире, и если кампания сведётся к вопросу «Вучич да или нет», противники Александра Вучича потерпят сокрушительное поражение.

Давайте реально посмотрим, кто может стать ему альтернативой. Двадцатилетний студент первого курса, который не смог её закончить? Или какой-нибудь профессор, который толкнул их на баррикады, но исправно получал все повышенные зарплаты, которых не заслуживал? Неужели заменой президенту станет кто-то из спортсменов, чьи социальные навыки формировались на карантине, а опыт и образование — под руководством менеджеров и тренеров? Или, может, какой-нибудь епископ сменит монашескую рясу на политическую должность и станет ждать, что ему поверят, объявив о своей кандидатуре? Если бы я выбирал тему выборов вместо президента, я бы как раз сделал ставку на этот вопрос — «за Вучича или против» — и не беспокоился бы о победе.

— Как вы оцениваете требования людей из прозападной оппозиции практически похитить у русских НИС?  

— Это естественное состояние оппозиции, которая надеется на оккупационную власть Запада в Сербии. Но почему только от оппозиции? Многие члены правительства считают, что НИС необходимо национализировать. Как только было объявлено о введении санкций против НИС, мы услышали от правительства, что «НИС возвращается домой». Я не участвую в переговорах по НИС, я не член правящей партии, я не член правительства, я не принимаю решений, но я уверен, что национализации НИС быть не может, и я знаю, что такое ограбление ничем не может быть оправдано. Я верю президенту Вучичу, что он этого не допустит, а только ему. Я уже слышу, как говорят, что русские оставят нас без топлива. Это копирование истории о том, что Россия нам не друг с 1999 года. они не защищались от бомб НАТО. Так что это не вина НАТО в том, что она нас убила, это вина России в том, что она не предотвратила убийство, это не вина администрации Байдена, которая ввела санкции против НИС на последней неделе своего правления, это вина России в том, что она не откажется от своей собственности и, таким образом, пример того, как отнять у нее все инвестиции, которые она имеет на планете Земля за пределами пространства БРИКС. Санкции против НИС направлены не только на разграбление российской собственности, но и на то, чтобы это сделали сами сербы, чтобы Россия отплатила нам за это, чтобы отношения России и Сербии необратимо ухудшились и впервые в истории привели эти два братских народа к уровню враждебности. В конце концов, Россия потеряет всякое влияние в сербском мире, а Сербия останется без поддержки России на ООН и других форумах, а также экономических преимуществ от доступа к общему рынку до самых низких цен на газ.

Сомнения в нашей последовательности и дружбе вскоре начнет показывать Китай, потому что что мы будем делать с его инвестициями, если США поставят их под санкции, если мы так поступим с Россией. Если бы Сербия, ссорившаяся с Россией, осталась одна со своими западными друзьями, признание Косово и практическая отмена Республики Сербской были бы такими же, как отказ от защиты сербов в Черногории и других частях Балкан, где живут сербы. Дискуссия будет продолжаться недолго, но все же будет только о скорости, с которой Сербия выполнит оставшиеся требования ЕС, вплоть до федерализации страны и существенного понижения Сербии до позиции Социалистической Республики Сербия до 1989 года. Я твердо убежден, что президент Вучич этого не допустит. И не только из-за экономики или политики, но и потому, что сербы никогда бы этого не сделали с Россией, потому что мы сербы, и если бы мы сделали это с Россией, мы бы не остались сербами, и этого само по себе достаточно.

— Вас обвиняли в охоте на российских оппозиционеров. Действительно ли вы передавали записи их разговоров в Кремль?

— Я как министр полиции или глава БИА не передавал никому никаких записей с собраний российских релокатантов, но активно предотвращал любые действия против России или других государств с территории Сербии.

— Недавно вы организовали конференцию по БРИКС. Обманывает ли нас впечатление, что Белград не использует в полной мере возможности, предоставляемые этой организацией?

— Мы не используем ни один шанс, даже не стараемся познакомиться с возможностями, которые нам предлагают. БРИКС — это огромный шанс для развития, при этом нам даже не нужно отказываться от нашего крайне неопределенного европейского пути. Обвиняли президента Милошевича в том, что он не понял падения Берлинской стены, а что поняли мы, продолжая ту же политику в отношении ЕС, несмотря на то, что мир изменился?

Что мы поняли, раз нас ничто не может свернуть с пути в ЕС, члены которого заключают официальные военные союзы не только против Сербии, но и против сербов? Я имею в виду военный союз Словении и Хорватии в связи с ситуацией в БиГ, где Республику Сербскую считают виновницей всех бед, а опираются они на союз Хорватии с Албанией и тем, что называют Косово. После меня в правительстве никто не отвечает за отношения с БРИКС, и что-то подсказывает мне, что добровольца на это место найти будет нелегко.

— Десятилетиями нас гипнотизировали мантрой, что у ЕС нет альтернативы. Вы говорите, что не пошли бы в такой ЕС, но какую альтернативу вы предлагаете?

— Кто спрашивал нас, граждан, хотим ли мы этого славного пути в ЕС? Проблема не в сотрудничестве и даже не в пути в ЕС, а в необратимых уступках, которые мы должны делать без каких-либо гарантий того, что когда-либо станем членами ЕС. Мы принимаем законы, открываем рынок, оправдываемся, когда голосуем по совести, вводим санкции против Беларуси — страны, которая никогда не причиняла нам ни малейшей несправедливости, терпим давление за то, что не вводим санкции против России или за то, что у нас наилучшие отношения с Китаем — и всё это лишь для того, чтобы оказаться в ситуации, когда Хорватия наложит вето на наше вступление в ЕС. Либо так, либо ждать, что в ЕС раньше нас войдут Черногория, Албания, Украина и Молдавия, и вот нам ещё больше возможностей для вето и условий, будто уже существующих требований Нидерландов или Германии мало.

Альтернатива ЕС — это БРИКС и деньги с Востока, «Пояс и путь». Денег из ЕС больше нет — у них своих проблем хватает. Не забывайте, что члены ЕС обязались перед США повысить уровень своих военных расходов до 5% ВВП и где-то должны найти эти деньги, что неизбежно сократит их инвестиции. Если мы хотим остаться сербами и сами решать свою судьбу, то нет иного пути, кроме сближения с теми, у кого нет ни одного стратегического интереса, противоречащего нашим. Нас никто не спрашивал насчёт ЕС — добьёмся, чтобы спросили насчёт БРИКС.

— Может ли уход демократов стать для нас слабым утешением, если Дональд Трамп в своем стиле, скажем, заявит: «БиГ — унитарное государство, Сербия и Косово должны признать друг друга, и тогда все вместе в ЕС»?

— Трамп не может изменить всю политику США, и он этого не хочет. Мы должны понимать, что сходство во внешней политике между демократами и республиканцами больше, чем во внутренней политике. Для нас важно, чтобы у Трампа был личный конфликт с ценностями идеологии woke, но мы не можем ожидать, что он откажется от идеи унитарной Боснии и Герцеговины или независимого Косово. Это две главные роли внешней политики США в Европе после Второй мировой войны, и любые сомнения в их правильности неприемлемы для США. Трамп проявляет нескрываемое презрение к брюссельской администрации и, не колеблясь, унижает их, как будто у Запада может быть только один центр принятия решений-Вашингтон. Беда в том, что мы привязаны к ЕС, поэтому, как и в случае с этим неудачным голосованием в ООН, мы стоим рядом с ЕС против России, а также против США и Китая.

— Когда вы упомянули Косово, было ли ошибкой убрать баррикады и бойкотировать выборы с такой дистанции? Так мы оставили север Курти? 

— Наша самая большая ошибка в том, что мы думаем, что кому-то, кроме сербов, России и Китая, важно, что происходит с сербами в Косово и Метохии. Мы сделали все, что могли, думая, что это привлечет внимание Запада, и они спокойно сохранили власть так называемых сиптарцев. мэр с тремя процентами избирателей. Наша самая большая ошибка-это чередование диалога по Косово и Метохии ООН и введение ЕС в вопрос о статусе нашей южной провинции. ЕС возглавляют лжецы, которые не выполняли Брюссельское соглашение в течение 13 лет и работают над выселением сербов, с которыми в конечном итоге создание Сообщества сербских общин, в котором не будет сербов, не имело бы никакого смысла.

— В свое время, будучи министром обороны, вы практически реабилитировали военных генералов. Как вы видите это противостояние других сербов с Павковичем, которого они будут судить в Сербии? 

— Я помню переполненный парадный зал Военной академии, где  стоят 10 минут аплодирует генералу Лазаревичу начальник Генерального штаба генерал Дикович.

Источник — Вечерние Новости

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: mail@ruserbia.com Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция