дане чанкович

Дане Чанкович: Дейтонское соглашение было временным решением

В США проходит международная встреча, посвященная подписанию Дейтонского соглашения. Сербию представляет глава МИД Марко Джурич, Республику Сербскую – председатель президиума Боснии и Герцеговины Желька Цвиянович. Дейтонские соглашения в 1995 году положили конец кровопролитной боснийской войне, остановив боевые действия и создав хоть и хрупкий, но мир, который, между тем, до сих пор царит в стране (несмотря на периодически возникающую напряженность – до новой войны не доходит).

Участник войны от первого до последнего дня, а сегодня – известный общественник из Баня-Луки, лидер движения «Наш выбор» Дане Чанкович рассказывает о том, что такое Дейтонское соглашение для боснийских сербов и как он смотрит на него спустя 30 лет, имея и боевой, и политический опыт, и, наконец, опыт жизни в споенной соглашениями Боснии и Герцеговине.

Спустя тридцать лет после международного мирного соглашения, широко известного как Дейтонское соглашение, это возможность напомнить себе, что оно принесло и какую Дейтонскую сделку я бы создал.

Прежде всего, соглашение остановило войну на территории бывшей югославской республики Босния и Герцеговина (БиГ), уважая минимальные, но существенные интересы трех составляющих ее народов (сербов, мусульман и хорватов) и двух политико-правовых образований (Республика Сербская образовалась 9.январь 1992 года Мусульманско-хорватская федерация, образованная Вашингтонским соглашением в 1994 году).

Минимальный интерес мусульман заключался в существовании любой БиГ, признанной на международном уровне и являющейся членом ООН, в интересах хорватов и, если возможно, в наименьшем количестве, в осуществлении тех же коллективных прав, что и два других более многочисленных народа, и в минимальном интересе сербов к международному подтверждению существования Республики Сербской и если на меньшей территории, чем она принадлежала сербам, а также находилась под военным контролем. Таким образом, указанное соглашение не обеспечивало ни одной нации или организации максималистских целей.

Для мусульман максимальной целью было центральное государство БиГ с одним президентом и системой голосования – один человек, один голос. Если бы они составляли большинство и не было бы механизма защиты составляющих народов, они, мусульмане, полностью управляли бы таким государством БиГ.

Хорватская максимальная цель состоит в том, чтобы так называемую Герцег-Боснию, существовавшую до 1994 года, присоединить к Хорватии.

Сербская цель сделать Республику Сербскую независимым государством или вступить в определенный политико-экономический союз с Сербией. Здесь важно указать, что Республика Сербская была создана не Дейтонским соглашением, которое пытаются представить некоторые политики, а Республика Сербская была создана 9 января 1992 года, как выражение воли сербского народа и гарант его выживания с точки зрения предотвращения повторения геноцида сербов, произошедшего во Второй мировой войне. И Дейтонское соглашение признало его существование на международном уровне как политико-правовое образование.

Дейтонская БиГ была создана как государственное сообщество посредством того, что мусульманско-хорватская федерация и Республика Сербская передали часть своих прав и обязанностей совместным институтам дейтонской БиГ посредством этого международного мирного договора (Дейтонского соглашения), а суверенитет как высшее право принятия решений остался в организациях.

То, что Дейтонская БиГ является государственным сообществом, видно по тому, что у него нет центральных учреждений, а есть общие. Способ формирования этих учреждений по принципу паритета (равное представительство независимо от размера, количества и силы составляющих народов и образований), а также принятие решений на основе консенсуса в этих органах подтверждают, что это государственный союз. Единственным учреждением, в котором решения принимаются простым большинством, является Конституционный суд БиГ, но решающую роль в нем играют три иностранца против двух судий, представляющих сербский, хорватский и мусульманский, то есть боснийский народ. Дейтонская БиГ как государственное сообщество не имеет территории, территория имеет образования. Она не имеет юридической преемственности с бывшей югославской республикой БиГ, которая распалась в гражданской войне.

В Дейтонском соглашении Федерация мусульман и хорватов определяется как политическое образование мусульман (боснийцев) и хорватов, а Республика Сербская — как политическое образование сербского народа. Само собой разумеется, что в обоих образованиях национальные меньшинства имеют все права в соответствии с самыми высокими европейскими и мировыми стандартами. Это означает, что равенство всех трех составляющих народов осуществляется исключительно в общих учреждениях Дейтонского БиГ (президиум, Парламентская ассамблея, Совет министров, согласно приложению 4 Дейтонского соглашения, имел только трех министров и Конституционный суд), а не в организациях.

Такой основополагающий конституционный принцип, определенный Приложением 4 Дейтонского соглашения (которое является своего рода Конституцией БиГ), нарушается юридически оспариваемым и незаконным решением Конституционного суда о конституционности всех трех стран в обеих организациях, и если оно было принято на законных основаниях.

Согласно ему, и сербы, и мусульмане (боснийцы), и хорваты составляют как Республику Сербскую, так и мусульманско-хорватскую федерацию, что означает, что все три народа создали оба образования, что чепуха.

Это решение разрушает основу Дейтонского мирного соглашения и, как таковое, может поставить под угрозу мир, поскольку оно также является источником принятия других вредных решений, особенно для сербского народа и Республики Сербской. Это было принято в 2002 году благодаря трем иностранным судьям и двум боснийским судьям, которые проголосовали за него, в то время как судьи (по два) представители сербского и хорватского народов были против нее.

Все это показывает, что создатели Дейтонского мирного договора рассматривали его как временное решение, поскольку уже через несколько лет, с момента его подписания, они приступили к его существенным изменениям. Различные давления и шантаж по отношению к сербским политикам, а также политическое и правовое насилие со стороны высокопоставленных представителей БиГ инициировали процесс централизации дейтонской БиГ и передачи полномочий с уровня образования (Республика Сербская) на уровень общих институтов. Правовым насилием, которое включало в себя введение законов высокими представителями, а также незаконное разделение Конституционного суда БиГ, который взял на себя право политически юридически перестроить Дейтонскую Биг из государственного сообщества в централизованное государство, и все это за счет образований, в первую очередь Республики Сербской. Из-за такого процесса, который в конечном итоге угрожал упразднить образование, то есть Республику Сербскую, в нем возникло разумное желание провести референдум, на котором граждане Сербской заявили бы о своем выходе из (навязанной ) Биг, то есть за мирное отделение от мусульманско-хорватской федерации. И в этом случае речь идет не об отделении (потому что Биг то не государство, а государственное сообщество), а о мирном разъединении.

Последние попытки политического Сараево и нелегитимного Верховного представителя Шмитта лишить Республику Сербскую территории (леса, вода, земля, природные ресурсы) и получить право собственности на все вышеперечисленное «государство» БиГ встретили большое сопротивление в Республике Сербской, особенно с Додиком. Все это привело к политическому судебному преследованию против него, чтобы политически устранить его, президента Додика. Столкновение двух процессов, с одной стороны, создание централизованного государства БиГ и , с другой стороны, процесс мирного разъединения Республики Сербской и мусульманско-хорватской Федерации, может привести к исходному результату, то есть к приложению 4 Дейтонского соглашения и его строгому соблюдению.

Решение этого, до сих пор самого глубокого кризиса в Дейтонском БиГ, не может быть достигнуто интервенционизмом Запада и его влиянием на все три народа, которое было в основном злокачественным, и это было через политику «разделяй и властвуй» и даже, (если возможно), ни через внутренний диалог всех трех народов, но решение должно быть найдено в новых геополитических изменениях и призыве и других великих держав, прежде всего России, участвовать в процессе достижения решения между народами в Дейтонском БиГ. Сербский народ, как государствообразующий и крупнейший в нашем регионе, необходимо уважать, а не навязывать ему с помощью Запада поражения с лицемерным отношением к тому, что сербы проводили «этническую чистку» и даже геноцид. А сербы были изгнаны военными действиями из Лики, Далмации, Кордуна, Восточной и Западной Славонии…, это все районы Хорватии, где веками жили сербы.

Таким же образом сербы были изгнаны из Мусульманско-хорватской федерации, и даже из Косово и Метохии.

Свободолюбивый сербский народ, готовый терпеть и жертвовать, не допустит больше ни одного поражения, особенно того, чтобы уничтожить Республику Сербскую, как величайшую победу в 20 веке, за которую они отдали более 23 000 жизней.

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: [email protected] Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция