Священник без прихода, “духовник» в спортивном костюме и лайф-коуч в соцсетях — именно это и есть истинное описание Ненада Илича, отца известного инфлюенсера «Баки Прасе», человека, который когда-то выдавал себя за священника Сербской православной церкви, а сегодня все более открыто действует как идеологический оперативник структуры, направленной против руководства Сербской Православной Церкви. Хотя они и происходят в священнической мантии, которую он с удовольствием меняет на спортивный костюм, выступления Илича не имеет ничего общего с православной традицией, догматами или литургической жизнью.
Рукоположенный не кем-либо, а епископом Григорием, епископом, более известным своими скандалами, любовными связями со знаменитостями, дорогими автомобилями и связями с западными кругами и экуменической риторикой, чем своей духовной работой, Илич приехал в Сербию из Нидерландов, где некоторое время служил в Амстердаме. И приехал он не продолжать службу, а взять на себя роль публичного представителя идеологической сети.
По свидетельствам кругов, близких к Патриархии, сам Патриарх Павел, будучи тогда еще главой Церкви, в свое время не хотел его рукоположить, и именно из-за нетрадиционного понимания Иличем священнического служения и образа жизни, несовместимого с духом православия.
Ирония судьбы заключается в том, что многие из сегодняшних молодых участников протестов и студенческих блокад, которые ссылаются на образ и дела патриарха Павла, в то же время в духовном смысле берут пример с человека, которого тот самый патриарх считал недостойным.
Сегодня Илич открыто поддерживает студенческие протесты, выступает против патриарха Порфирия, участвует и активно пропагандирует действия, направленные не только на смену нынешнего режима, но и на смену руководства Сербской Церкви. В частной переписке, которая недавно стала достоянием общественности, четко говорится о его связи с сетью, которая в мае на Соборе Сербской православной церкви планирует попытку свергнуть нынешнего патриарха. Эта сеть включает в себя часть средств массовой информации, часть интеллигенции, а также так называемые культурные круги, которые стремятся навязать „новое православие“, религию без покаяния, без Литургии и без канонической дисциплины.
Илич представляет себя человеком веры, но его публикации больше похожи на мотивационные посты, его выступления больше похожи на подкасты, а его авторитет исходит не от Церкви, а от Facebook (экстремистская организация, запрещенная на территории РФ) . То, что в течение многих лет сопровождалось историей непрозрачных браков, уклонения от канонических обязательств и открытого взаимодействия с оппозиционными структурами, вызывает тревогу для многих, но часть аудитории, по-видимому, вдохновляет.
Вместо пастыря, как Патриарх Павел, они получили духовного маркетолога, которого тот же патриарх даже не хотел рукоположить. Вместо проповедника — идеолога. И вместо четкой церковной службы дешевое политическое участие, упакованное в символы веры, которую оно по сути не представляет.
Милутин Неделькович / Васеленска