Знаете, как по-сербски будет социально незащищённый? – «Угрожен». Угрожены могут оказаться совсем не те слои общества, которые мы привыкли таковыми видеть.
Весьма наглядной демонстрацией приведённой в первом абзаце идеи стала трагедия и фрустрация для всего сербского мира. Общества, которое, вероятно, крепче других стран и в свете целом сохранило дух соборности. Общества, пропитанного во всех жизненных ситуациях безусловной и безграничной любовью к детям.
Автору этих строк, из близкой по принципам страны, тем не менее, никогда не случалось встречать такого уважения к маленькому человеку. И далее взрослеющему, но сохраняющему статус «детей», которые всегда правы, до тех пор, пока не закончат образование. Докуда бы оно ни дошло. Среднего или высшего. И, соответственно, с уровнем почтения к обучению — процессу, институциям, учителям! — у сербов тоже самая красочная и искренняя картина.
И Сербия, мне не хочется здесь сглазить, однако, без каких-либо прогнозов и глубоких анализов… Сербия извлекла горький урок из случившегося.
Говоря «случившегося», автор не пытается сгладить личную вину субъектов преступления. Но для общества в целом, значение имеет именно эта сторона любого события, всегда имеющего и объективную сторону. Общую. Или даже лучше сказать, общинную.
Урок этот проявился в ещё более усилившейся соборности. Это не означает всеобщего согласия. Забавен подслушанный разговор в кафане.
— Сад смо поделени… (сейчас мы разделены… серб.) — речь о протестах. Кто за, кто против.
— А кад нисмо били поделени?! Ми у кучи смо поделени!! (А когда мы не были разделены?! Мы и дома разделились!! — серб. )Баба за католика, деда за четника, отец за Партизан. А майка смотрит на всех нас и думает, как бы накормить эту ораву политически определившихся и не определившихся?…
Ой-йо…
— Ракия и кафа неделимы!
— Э, то есть закон! В кафане мы дружны.
Из питейной перемещаемся в школу, куда вашего покорного позвали и как журналиста русского, и как родителя ученика 3 класс.
«Когда не знаешь, что сказать — обними». Этим ценным советом делится учительница, поставив несколько минут назад детей в тупик вопросом, что бы они сказали одноклассникам или родне учеников, расстрелянных 3 мая 2023 года в школе им. Рибникара… На основе тяжкого опыта в мае ежегодно по Сербии в школах проводится неделя толерантности. Не в извращенном смысле этого слова, а прямом. Сочувствие, сопереживание, понимание.
— Как думаете, не рано им ещё? — спрашивает меня учительница.
— Главное, что не поздно.
— Это да…
Одна мама учащегося написала стих, знаете, забудьте на секунду о величии слога, тем более что поэзию ваш покорный переводит всегда плохо, представьте, что это представитель народа, который к такому не привык…
Верьте мне, что существуют ангелы, да
То малые, невинные создания, пострадавшие, невинными, не должными.
После них остаётся боль и страх, глаза опущены. Лица грустны.
В них была жизнь, и очей сияние.
После них
Лишь боль и страдание.
И один лишь вопрос: почему?
Вместо мячей, белые розы.
Время проходит, печаль остаётся.
Живём ради тех, кто ещё заслуживает любви...
Это не полный перевод слов Елены Пудрльи, которые, на деле, в нём не нуждаются.
Добрыня Балканыч