Владимир Кршлянин — бывший помощник Слободана Милошевича, посол МИД СРЮ (до 2000) и с недавних пор – снова сотрудник в министерства иностранных дел Сербии. Опытный политик и международник, а также ученый и поэт. Вице-президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. В прошлом году он стал инициатором создания зонтичной организации «Сербско-русское братство», к которой присоединились многие выдающиеся сербы, в том числе, Эмир Кустурица. Недавно Кршлянин опубликовал две книги – сборник «Путин и Россия: В ВОЙНЕ ЗА МИР» (подаренную Александром Раковичем российскому президенту на Валдайском форуме) и авторскую «НОВЫЙ МИР». В эксклюзивном интервью изданию «О Сербии по-русски» Владимир Кршлянин рассказывает, почему решил получить российское гражданство, за что благодарен Путину, какая смертельная опасность угрожает сербскому народу, есть ли альтернатива «европейской» Сербии, можно ли устранить губительное влияние Запада, обсуждается ли признание Косово в Белграде.
— Вы недавно получили российское гражданство. Почему решили сделать такой выбор?
— Чтобы быть примером другим. У меня теперь два гражданства, которые я одинаково люблю и уважаю. Это и мечта моих родителей и родственников, которые боролись во Второй мировой и многовековая мечта многих сербов. Считаю, что Сербия должна войти в государственную интеграцию с Россией, по крайней мере, как третий член Союзного государства России и Беларуси. Остаюсь навсегда благодарен президенту Путину, который оценил, что у меня есть особые заслуги перед Российской Федерацией и подписал указ.
— Как оцениваете сегодня отношения между Сербией и Россией? В каких секторах видите проблемы?
— Отношения народов – братские, а отношения государств – то, что называется «стратегическое партнерство». Это еще не союз, но открывает дверь в том направлении. А в сопоставлении с тем, что было в 2000-2012, это огромный шаг вперед.
Проблем также не мало, но назову две, на мой взгляд, крупнейшие: первая –некритическое копирование наследия Тито, в соответствии с которым необходимо иметь хотя бы одинаково хорошие отношения и с Западом, и вторая – огромное количество всех видов западного присутствия и в Сербии, и во всем окружении (почти все в НАТО и ЕС). Обе эти вещи представляют смертельную опасность для Сербии и сербского народа.
— Существует ли, на Ваш взгляд, непонимание официальной Москвой того, что происходит в Сербии и на пространстве «сербского мира»?
— Думаю, что в Москве все прекрасно понимают, но в условиях СВО и гибридной войны с коллективным Западом, а особенно имея в виду вышеуказанные проблемы, действовать совсем нелегко. Плюс немало чиновников скептичны насчет того, насколько сербы готовы бороться, а иногда есть и недооценивание значения православных Балкан для России. Никто из высокопоставленных российских политиков никогда не сказал публично, что для Сербии есть российская альтернатива Евросоюзу. Кроме того, Россия не разработала способы помощи народам, находящимся в неоколониальном положении. Но, вопреки всему сказанному, я оптимист. Россия – военно-политический лидер Нового мира, вестником которого была Сербия, а в заботе Владимира Путина о Сербии и «сербском мире» я глубоко уверен.
— Насколько сегодня правительство Сербии соответствует статусу «последнего союзника России» в Европе?
— А кто еще не ввел санкции против России? Наши народы и наши традиции – братские и союзнические. И власти Сербии это учитывают и уважают. А можно ли больше? Да, конечно. И можно, и нужно.
Государственная политика каждой страны – это не воля одного человека, а сложный результат множества исторических, психологических и кадровых факторов, а в случае маленьких стран и иностранных влияний. Сербия – самая западная православная страна. Запад ее три раза в ХХ столетии пытался уничтожить. Но и агрессивная пропаганда западных «прелестей» делала свое. Так что за политику Белграда реально отвечают и Белград, и Москва, и Пекин, и Запад. Чтобы устранить или по крайней мере уменьшить губительное влияние Запада, нужны скоординированные совместные усилия Белграда и Москвы в первую очередь, но и Пекина. Думаю, что постоянно надо влиять на все три столицы, чтобы решительно действовали в том направлении.
— Почему Сербия официально не запрашивает поддержки России и Китая в Совбезе ООН по вопросу Косово?
— Сербия на поддержку России и Китая в Совбезе ООН рассчитывает. Но в процессе урегулирования участвуют только западные державы. И это необходимо менять. Я недавно публично призывал вместо пятерки западных посредников обратиться к более могущественной пятерке: БРИКС. Но наше правительство считает, чтобы менять это в час-пик конфронтации России и Запада было слишком рискованно, потому что мы в натовском окружении. И поэтому наши руководители постоянно покупают время.
— Согласны ли Вы с мнением, что признание официальным Белградом Косово бьет и по авторитету России и Китая, поддерживающих Резолюцию 1244?
— Вучич недавно сказал, что для нас это «не вопрос». То есть, признания не может и не должно быть, но не из-за авторитета России и Китая, а потому чтобы это было бы (само)убийством Сербии. Ни один ответственный политик не захочет это сделать, а и народ бы не терпел.
Другое дело, что мы слишком долго идем на поводу у Запада и в этом жизненно важном вопросе для страны уже сделано слишком много уступок. Это надо как можно скорее менять, но для этого нужна реальная и всем известная альтернатива вступлению Сербии в ЕС, а она пока публично и официально не сформулирована. Партии Вулина и Шешеля выступают за вхождение в БРИКС – это самый «мягкий» путь. Но я считаю, что основой всего должно стать подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Сербией. Это минимум.
— Поддержит ли Сербия Додика в случае, если Республика Сербская объявит о независимости?
— Как и в случае Косово, у Сербии нет выбора. Если Республика Сербская будет вынуждена это сделать, тогда быстро и коренным образом изменится вся ситуация, которую я описывал. Но мы также не смеем забывать, что Новый мир, который возглавляют Россия и Китай, и который инициировала Сербия, быстро побеждает в условиях мира. Разжигание конфликтов – это политика Запада, которая превратилась в отчаянную и обреченную попытку сохранить свою былую гегемонию.