1 сентября в Косово: что изменится в жизни сербов?

Урош Микетич: «Косово останется очагом напряжения в Европе»

Курти приложит усилия для ухудшения жизни сербов в Косово, Резолюция 1244 должна строго соблюдаться, а вслед за проблемой с самопровозглашенным государством Запад может открыть для Сербии «санджакский вопрос». Говорим с Урошем Микетичем, историком из Косовской Митровицы о непростой ситуации в регионе и будущем края.

— Урош, вы живете в Косовской Митровице, и вам не понаслышке, в отличие от многих экспертов, знакомы проблемы сербского народа в регионе, следовательно, и ситуацию вы чувствуете острее. Каким вы видите ближайшее будущее Косово и Метохии?

— Я придерживаюсь мнения, что Косово и Метохия останется одним из потенциальных очагов напряжения в Европе. Конечно, наиболее ответственными за такое положение являются максималистские требования Альбина Курти и, в связи с этим, постоянная поддержка коллективным Западом албанской стороны. Цель состоит в том, чтобы заставить Сербию согласиться на незаконное отделение части своей территории и тем самым в какой-то мере придать законность бомбардировкам 1999 года. Возможно, что одна из целей Запада и Курти состоит в том, чтобы заставить Сербию вступить в открытый военный конфликт с целью защиты сербского населения, причем с тем, чтобы, скорее всего, вернуться на несколько десятков лет назад. Учитывая ситуацию на Украине, есть все шансы, что ЕС и США захотят решить этот вопрос как можно быстрее, потому что помощи от России сейчас ждать не приходится. Курти, со своей стороны, сделает все, чтобы сделать жизнь рядового сербского гражданина невыносимой, и все это в рамках своей известной великой албанской идеологии, которой он более чем последователен. Более того, он идейный сын Адема Демачи, который провел несколько десятков лет в различных тюрьмах из-за своих сепаратистских устремлений. В любом случае, я ожидаю новых провокаций и нападок на сербов. Предполагаемый террор против албанцев до июня 1999 года заменил очевидный террор против сербского народа после войны, и все это с целью заставить немногих оставшихся сербов решить уйти. Это известные методы действий албанского сепаратизма. В конце концов, не кажется ли, что албанская сторона практически каждый раз ссылается на национальный состав населения края как на достаточную причину, по которой она не может быть частью Сербии? В этом контексте необходимо оказать давление на сербов, чтобы они просто ушли, поэтому я убежден, что они будут продолжать двигаться в этом направлении. Чтобы остановить это, необходимо полное переопределение политики Сербии, иначе «Косово» будет все больше повышать свою легитимность, а степень присутствия сербского государства в крае будет уменьшаться.

— Так называемый «франко-германский» план предполагает при том, что Сербия все же не признает Косово, — позволит самопровозглашенному государству вступать в международные организации, такие как ООН. Однако, в качестве кого Косово может вступить в ООН, и что это будет, если не фактическое наделение его субъектностью как государства? Фактически, все инициативы коллективного Запада, связанные с Косово и Метохией, направлены на то, чтобы полностью отделить край от Сербии, а «планы», в какой бы форме они не подавались, звучат как ультиматумы, независимо от способа их подачи.

— Только в ХХ веке Сербия и сербский народ неоднократно получали различные ультиматумы от одних и тех же центров силы. Сейчас, к сожалению, такая же ситуация. Есть угрозы со стороны мощного экономического арсенала, есть возможность международной изоляции Сербии, не исключены самые прямые угрозы вооруженной силы или военной интервенции. Разве не в таком порядке все происходило в 1990-х годах? К сожалению, все эти годы Сербия была максимально привязана к иностранному капиталу и инвестициям, так что реализация только экономических угроз немедленно привела бы к обнищанию граждан. Западу также удалось вытеснить патриотизм из сознания большого числа граждан с помощью различных методов гибридной войны. По этой причине таким людям было бы гораздо тяжелее пережить отсутствие возможности провести продолжительные выходные в Вене, чем потерю части территории своей страны. Разве мы не наблюдали такую ​​закономерность у некоторых граждан России, довольно равнодушно наблюдавших за многолетним террором своих соотечественников на Украине? Во-вторых, учитывая, что мы как страна окружены альянсом НАТО, в последнем случае можно ожидать абсолютной физической изоляции. Возможная война, повторю еще раз, отбросила бы нас на несколько десятилетий назад. Несмотря на все угрозы, мы должны отвергнуть любой ультиматум, строго настаивать на Резолюции 1244 и энергично укреплять нашу общину в крае. До сих пор, к сожалению, этого не было, поэтому мы оказались в очень незавидном положении.

— А как насчет Сообщества сербских муниципалитетов? Можно ли сказать, что они представляют собой хоть какое-то решение для косовских сербов?

— Есть все шансы, что какая-то форма сообщества муниципалитетов будет сформирована, а Сербия взамен будет пассивно наблюдать за тем, как «Косово» становится членом различных международных органов и организаций. Никто не будет требовать от Белграда прямого признания «Косово», но стало совершенно нормальным, чтобы премьер-министр Сербии и премьер-министр «Косова» вместе присутствовали на региональных и европейских форумах под двумя одинаковыми флагами, как две страны. Ведь мы видели это на встрече в Берлине несколько месяцев назад. С логической точки зрения, это всего лишь «пробные шары» для публики в Сербии. Напомню, в прежние годы представители Сербии в подобных местах вставали и уходили, если после названия «Косово» не шла сноска или «звездочка». Наше правительство будет, конечно, и дальше хвастаться тем, что не признало независимость «Косова», и для части той же общественности этого будет совершенно достаточно. Кроме того, если какая-либо форма сербских муниципалитетов будет создана, президент Александр Вучич сможет убедить свой электорат в том, что Сербия благодаря этому усилилась. Забывается, однако, что Сообщество или что-то еще, что будет сформировано, будет решаться при непосредственном контакте с Приштиной и работать на принципах «косовской» Конституции, тогда как большинство сербского населения края увидит в этом очередную потерю связи с родиной, установленную под диктовку Приштины.

— Как вы прокомментируете визит Курти в Прешевскую долину, еще один проблемный, но де-юре находящийся в составе Сербии район, и предложение Зукорлича создать в Косово автономию для бошняцких общин, по образу Сообщества сербских муниципалитетов?

— Прешевская долина — этот ненаучный и импортированный термин, который в географическом смысле должен охватывать некоторые южные районы Сербии, является одним из скрытых активов Курти. Он, конечно, будет постоянно обусловливать образование ССМ образованием аналогичной территориальной организации в самой Сербии. В политическом смысле это вполне логично, и он будет им распоряжаться соответственно. Сербии, конечно, следует отказаться от идеи ССМ, потому что тем самым можно было бы ожидать нового давления со стороны Запада, чтобы сформировать какие-то подобные общины на ее оставшейся территории. Дело молодого Зукорлича, конечно, не следует рассматривать иначе, как простое политическое хвастовство, учитывая, что ничего подобного его соотечественникам в «Косове», конечно же, не достанется. Следует отметить, что Зукорлич также включил горанцев в число бошняков, которые, кроме ислама как общего знаменателя и происхождения, не имеют родственных точек. В этом контексте я считаю, что его цель больше говорить об этом, чем есть реальные шансы сформировать такое сообщество. Однако ни в коем случае не следует пассивно наблюдать за ситуацией в районе Рашка, учитывая старую идею автономии «Санджака», которую длительное время публично отстаивал Муамер Зукорлич. К сожалению, есть все шансы, что у Запада все получится закончить дело с Сербией по вопросу Косово и Метохии и открыть «санджакский вопрос» по той же модели. События всех этих десятилетий не допускают иной трактовки событий.

 Беседовал Владимир Басенков

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: [email protected] Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция