Кустурицу обвинили в потакании российской безвкусице

Кустурицу обвинили в потакании российской безвкусице

Не все в Сербии рады установке в центре Белграда памятника Стефану Немане, созданного в московской мастерской скульптора Александра Рукавишникова. Один из известнейших сербских режиссеров Горан Маркович опубликовал на сайте сербского либерального рупора, радиопрограммы «Пешчаник», открытое письмо к члену жюри, избравшего памятник, Эмиру Кустурице.

«Дорогой Эмир,

Как вижу, ты был в жюри по избранию памятника Стефану Немане на Савской площади. Если ты голосовал «за», то теперь твой долг, после всего возмущения, которое слышно в обществе, рассказать, что в этом проекте так хорошо, красиво и значимо. Если ты памятник не поддерживал, то важно, чтобы ты не молчал и объяснил механизм, по которому снова и, вероятно, навсегда, обезображен город, в котором я родился и живу. Если ты с правом великого художника взял на себя ответственность судить, что красиво, а что нет, важно, чтобы ты объяснил, почему один известный скульптор, член твоего жюри, в знак протеста покинул вашу команду, и как так получилось, что решение об этом уродстве, которое навсегда обезобразит Белград, принимал Никола Селакович (генеральный секретарь президента Сербии – прим. RuSerbia), единственной заслугой которого является то, что он раб Вучича.

Кустурицу обвинили в потакании российской безвкусице

Призываю тебя к этому, прежде всего, как твой старый коллега и человек, который, как и ты, учился в Праге, городе великой эстетической ценности. И ты знаешь, как важно жить в городе, который дышит прекрасной архитектурой, подходящими памятниками и пространствами, которые созданы, чтобы радовать глаз цивилизованных людей. Мне непонятно, как тебя не стошнило на эту гору бессмысленно отлитого чугуна высотой 23 метра (?!) и почему ты не сбежал из жюри, которое притащит эту безвкусицу к бывшему вокзалу. Предполагаю, что ты уже был знаком с кучей подобных памятников, в основном российских авторов, которые необратимо уродуют Скопье, прекрасный город, который за краткий период диктатуры стал столицей китча.

Ты знаешь, что всякая диктатура склонна к подобному виду давления на маленького человека. Со времен нацизма, когда в Доме немецкого искусства выставлялись мускулистые мужчины со взглядом, направленным в светлое будущее, как, например, «Победитель» Арно Брекера 1939 года, до жемчужин соцреализма, как, например, памятник Сталину высотой 24 метра, находившийся в Сталинграде (Волгоград) и который в то время был самым высоким памятником в мире. Его демонтировали в 1962 и вместо него установили памятник Ленину высотой 27 метров.

На кинофестивале в Оренбурге я видел такой же огромный, претенциозный памятник знаменитому Чкалову. На вопрос, кто это, директор местного музея сказал, что речь идет о Валерии Чкалове, летчике-испытателе советской авиации, погибшем на задании. Из Оренбурга был и первый космонавт Юрий Гагарин, но памятника ему мы не заметили1. Потом директор музея рассказал нам, что Чкалов на самом деле никак не связан с Оренбургом, но Сталин завидовал его огромной популярности и распорядился перенести памятник Чкалову из Москвы в удаленный город на границе Сибири…

Существуют сотни подобных примеров мегаломанской потребности в установке памятников, отражающей наличие проявлений диктатуры. Но этот последний, на будущей Савской площади, имеет еще одну особенность – эта скульптура смешна. Стефан Неманя не заслужил, чтобы милиционер Горан Весич (заместитель мэра Белграда – прим. RuSerbia), видимо, с твоей помощью, подвергал его насмешкам и презрению. Театрал Весич взял на себя роль не только реализовать, но и объяснить (вместо тебя или хотя бы Селаковича) смысл всей этой бесполезной горы железа, которая будет торчать перед ценным и стилистически занимательным зданием бывшей Главной железнодорожной станции Белграда, города, который после тысячелетнего существования начал исчезать под волной китча.

Эмир, дружище, хотя бы оградись от этой катастрофы. Я уверен, что тебе не нравится то, что вы выбрали, но, если не можешь что-то сделать, хотя бы скажи это громко и ясно. Иначе где же твоя душа… Достаточно, чтобы ты немного прошелся по нашему городу и посмотрел на построенное между Первой и Второй мировыми войнами. Уверен, что оно покажет тебе, как можно украшать город с любовью и чувством стилистической красоты. И что не нужно урбанистическими ошибками, архитектурной безвкусицей и мемориальным мусором прислуживать невеже у власти, который в любом случае скоро уйдет, но не в историю, а в забвение».

Горан Маркович

Напомним, что Горан Маркович — сербский режиссёр, актёр, продюсер и сценарист. Лауреат свыше 30 национальных и международных наград. Принадлежит к «чешской школе» югославских режиссёров, куда входят Горан Паскалевич, Лордан Зафранович, Райко Грлич, Эмир Кустурица. Автор нескольких книг. С 1979 года — профессор кафедры кинорежиссуры Белградской школы драматических искусств. Член Европейской Академии кино и телевидения. На российском ТВ демонстрировался его фильм «Тито и я».

  1. На самом деле Юрий Гагарин родился в деревне Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область, СССР
Поделиться новостью