Александар Джокич

Александар Джокич: Мир сербской нации – на Балканах

Открывая для себя «сокрытую Сербию», общаешься с разными людьми. В этот раз судьба свела меня с политологом и преподавателем РУДН Александаром Джокичем. Поговорили о религиозности сербов, происхождении наций на Балканах, «сербском мире», политике правительства Вучича, национальной безопасности и основных причинах, по которым стоит посетить Сербию.

– Правда ли, то сербы – очень набожный народ?

– Православная вера является сугубо народной для сербской нации, она ее основная национальна характеристика. Нации на Балканах строились на почве религии: так, человек, который говорит на сербскохорватском языке, а по традиции православный – он серб, человек, который говорит на сербскохорватском языке, а по традиции католик – он хорват, человек, который говорит на сербскохорватском языке, а по традиции мусульманин – он босняк. Очень тяжело найти серба, который открыто заявит, что он атеист, хотя можно встретить антицерковные позиции, осуждение коррупции в церковных рядах и тому подобное. Во всех исследованиях общественного мнения в Сербии, Республики Сербской и Черногории среди всех политических и общественных институтов Сербская православная церковь пользуется самым большим доверием среди граждан. Если вопрос идет о проценте верующих, которые регулярно участвуют в церковной жизни, еженедельно посещают литургию и прочее, процент где-то около 3%, как и в Русской церкви. В свою очередь, православие популярно среди молодежи, как национальная идейная система, связанная с защитой сербской национальной территории, и, в общем, воспринимается «по-мужски» и воинственно.

– Несмотря на общность языка, религиозный аспект сформировал три разных идентичности…

– Это вопрос о происхождении нации в общем. Есть примордиалистский подход, больше связанный с биологическими понятиями, который под нацией подразумевает определенный народ, связанный кровью. Этот подход подразумевает, что нация – это данность и как таковая она неизменна. Есть и культурные подходы, которые считают, что новые нации рождаются и что нации базируются на одной культуре, а что кровные связи не самые важные. Есть и постмодернистский подход, в котором любая нация рассматривается как искусственный конструкт. Мне ближе всего культурное понятие определения нации, но вместо языка, как самого частого объединяющего культурного фактора, религия сыграла самую важную роль в процессе зарождения наций на Балканах. Так что есть и сербская, и хорватская, и босняцкая нации, а из них самая молодая босняцкая, потому что ислам начал распространяться среди сербов и хорватов в XVI веке во время Османского ига.

– На Ваш взгляд, имеет ли термин «сербский мир» право на существование?

– Бывший министр обороны Сербии Александар Вулин, а также президент Сербии Александар Вучич в первый раз в 2020 году упомянули фразу «сербский мир». Это сделано лишь по той причине, что термин «русский мир» растиражирован и популярен, а Сербия в основном русофильская страна, поэтому этот термин с точки зрения политического маркетинга является удачным. В реальности он не подходит балканским понятиям наций, потому что русский мир — это термин, который должен передать чувство культурной связанности разных наций на постсоветском пространстве. Русский мир — это не мир исключительно русской нации, в нем могут участвовать и другие нации, а также и самые близкие к русской – белорусская и украинская. Такой сербский мир не существует, есть только сербская нация, чьи представители проживают в основном в трех государствах – Сербии, Боснии и Герцеговины и Черногории.

– Вы упомянули Александара Вучича как одного из креаторов понятия «сербский мир». Мне, как человеку из России, непосвященному в тонкости политической жизни Сербии, не всегда ясно, кем же на самом деле является Вучич и его правительство – условно «западниками» или союзниками России? Складывается ощущение, что они играют на два фронта – и это, наверное, неплохо для самой Сербии. Но как на самом деле?

– После цветной революции 5 октября 2000 года, которая была существенно поддержана, можно сказать – организована извне, но которая, тем не менее, пользовалась большой популярностью тогда среди граждан Сербии и Черногории, все правительства в Белграде в первую очередь ориентированы на Запад. Главный экономический партнер Сербии – это Германия, затем Италия, и только на третьем месте – Россия. Если рассматривать Евросоюз как единое целое, тогда становится ясно, что львиная доля сербского экспорта и импорта, товарооборота, инвестиций приходят из ЕС. Россия не готова и не способна заменить экономическое влияние ЕС в Сербии и на Балканах.

С другой стороны, как я уже сказал, граждане Сербии больше представителей всех других европейских стран любят Россию. Это устойчивый тренд, который наблюдается во всех исследованиях общественного мнения. Предшественники нынешнего руководства Сербии также сотрудничали с Россией в экономической сфере. Тогда Нефтяная индустрия Сербии была приватизирована «Газпромом» (администрация Коштуницы), Сбербанк появился на финансовом рынке Сербии (администрация Тадича). Администрация Вучича продолжила данное сотрудничество и стала развивать его дальше (постройка Балканского потока, заключение договора о беспошлинном экспорте сербских товаров в ЕАЭС), что было последствием активизации самой России на внешнем плане после присоединения Крыма.

До того момента Россия не воспринималась как важный игрок на международной сцене со времен распада СССР. Если вкратце, все сербские администрации последние 20 лет были прозападные, но сохраняли дружеские отношения с Россией. Это не настоящая многовекторность, как она наблюдалась у Януковича или Лукашенко, потому что Сербия полностью нацелена на членство в ЕС, что означает, что в какой-то момент все преференциальные договоры Сербии с Россией перестанут действовать, так как члены ЕС входят в монолитную европейскую зону торговли. Можно предположить, что момент вступления Сербии в ЕС еще далек, что означает продолжение сотрудничества с Россией в среднесрочной перспективе.

– Как Вы оцениваете деятельность правительства Вучича?

– Если сравнивать администрацию Вучича с предыдущими начиная с 2000 года, то невозможно сказать, что она существенно хуже. Сохраняется тот же прозападный вектор развития и интеграционных процессов, продолжаются партнерские отношения с Россией и Китаем, экономическая политика все так же полностью ориентирована на внешние инвестиции, продолжаются переговоры о статусе Косово под эгидой ЕС, в рамках которых Сербия постепенно уменьшает свою роль и присутствие в Косово.

Администрация Вучича, все-таки, использует патриотический дискурс, в отличие от администрации Тадича, которая пользовалась космополитскими аргументами. Главное отличие нынешней администрации от предыдущих не в общем политическом курсе, а в авторитарных действиях власти, которая всячески старается исключить любой вид оппозиции. При этом в Сербии понятия «власть» и «оппозиция» не устойчивые, как в России, они были такими в 90-е до цветной революции 5 октября 2000 года. После этого момента такая устойчивость невозможна, поскольку каждое правительство, по сути, продолжает политику прежнего, это простая смена акторов, а не революция.

Президент Вучич сумел создать такую атмосферу, что любая оппозиция его партии — это серьезная угроза сербскому государству, но это даже в теоретическом смысле невозможно. Сербский «майдан» уже был и прошел, Сербия не отвернулась от западного пути и второй «Майдан» соответственно с этим фактом невозможен. Даже на практике видно, что Вучич получает полную поддержку с Запада, о чем неоднократно свидетельствовали заявления послов США, Германии, Франции и Великобритании. Так что единственное, в чем можно упрекнуть Вучича, а не его предшественников, Тадича и Коштуницу, это его излишняя авторитарность в сохранении личной власти, а не какого-то особенного политического пути.

– Слухи о возможном воссоединении Сербии и Республики Сербской в ближайшем будущем – всего лишь слухи или же реально имеющие под собой основание мнения?

– Тема отделения Республики Сербской от Боснии и Герцеговины часто поднимается в рамках обыденной политической борьбы за голоса сербских избирателей в рамках РС, но в данной структуре международных отношений, в которой Запад все-таки имеет решающее влияние, или даже контроль, на Балканах этот вариант полностью исключен. Наоборот, новая администрация в Вашингтоне усилит давление на централизацию Боснии и Герцеговины и уменьшение самостоятельности Республики Сербской, но и это также будет тяжело осуществить, потому что граждане РС очень противятся таким замыслам.

– А что думаете по поводу решения косовского вопроса?

– В какой-то момент стали популярными, даже среди политических лидеров в Белграде и Баня-Луке, идеи о разделении территории Косово на сербскую и албанскую часть, что означало и возможность разделять территорию БиГ, но с уходом Дональда Трампа эти идеи сняты с повестки дня. В среднесрочной перспективе Запад не позволит никакого изменения существующих границ на Балканах, хотя для Запада Косово уже считается независимым государством. Это не только касается запрета на расширение Сербии или отделение Республики Сербской от Боснии и Герцеговины, но и, например, соединение Албании и Косово, против чего недавно резко выступил посол США в Косово Филип Коснет.

– Правда ли, что Сербия – моноэтничная, спокойная, крайне безопасная страна для жизни? В Европе существует проблема с мигрантами, прибывающими с Ближнего Востока. Сербию этот вопрос беспокоит?

– Сербия действительно относительно безопасная страна. Мир организованной преступности есть, но это как бы другое отдельное общество, с которым обычному человеку тяжело столкнуться. Ситуация в последние несколько лет немного изменилась в худшую сторону с появлением мигрантов, часть которых невольно застряла в Сербии из-за закрытия венгерской границы, которая ведет в центральную Европу. Пока ближневосточные и азиатские мигранты довольствуются мелкими кражами в Белграде и его окрестностях, но существует угроза эскалации этой хрупкой ситуации. Граждане Сербии не довольны присутствием нескольких тысяч мигрантов, которые ведут себя некультурно и агрессивно, при этом не владеют ни одним мировым языком. В основном это мигранты из Афганистана, Пакистана и арабского мира. Надо понимать, что Сербия национальное гетерогенное общество, но в нем проживают традиционные национальные меньшинства, с которыми сербы проживали на том же пространстве больше, чем тысячу лет. Посторонние большие группы неевропейских мигрантов не приветствуются.

Cуществует ли проблема радикального ислама на Балканах, особенно в Сербии? Не создают ли напряжения представители тех или иных этнических групп, компактно проживающие в разных регионах страны?

– Если не считать территории Косово, численность мусульман в Сербии значительно не превышает 2%. Из них большинство не радикальные мусульмане, и точно не ваххабиты. Определенное влияние финансов из Саудовской Аравии чувствуется и среди босняков, и среди албанцев, но оно никак не может стать доминирующим, потому что традиционные виды ислама в Сербии существенно отличаются от радикальных исламистских ближневосточных сект, которые по всему миру продвигают монархии залива – Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. В области Санджак или Рашка на юго-западе Сербии в основном проживают исламизированные южные славяне, которые отличаются от сербов только конфессиональной принадлежностью. В рамках их общества есть и исламские радикалы, но их влияние минимальное, даже в 90-е во время гражданской войны в Югославии здесь не вспыхнуло вооруженное восстание против Сербии. У них за политическое преимущество борются либеральная и националистская босняцкие партии, но они обе сотрудничают с центральными властями в Белграде. Даже косовских албанцев тяжело назвать исламскими радикалами. Они в основном радикальные националисты, преданные своим родным кланам, кровные связи очень важная часть албанской социальной структуры. Албанцы в первую очередь враждуют с сербами как с другим народом, а православные храмы они оскверняют как сербские храмы, храмы их врагов. Румыния не угрожает Сербии и ее границам, у нее нет таких претензий, какие они есть, скажем, в Молдавии. В Сербии на севере страны проживает маленькое количество православных румын, с которыми сербские жители поддерживают братские отношения.

На востоке Сербии проживают православные валахи, их точное количество неизвестно, так как они живут вместе с сербами, носят те же имена и фамилии. Иногда румынские националистские политики пытаются представить валахов как румын, но это не представляет серьезной политической угрозы для Сербии, это больше связано с румынской внутренней политикой и популистской риторикой определенных акторов. В последнее время настораживает ревизионистский и популистский курс венгерских властей, которые настроены на расширение своего влияния на венгерскую диаспору в Сербии, но и в других странах, где венгры проживают как меньшинство. Сегодняшнее сербское правительство разделяет популистский подход к политике венгерского правительства и замалчивает потенциально опасные настроения венгерского руководства.

– Главные причины, чтобы посетить Сербию?

– Для православного человека – это, в первую очередь, средневековые монастыри, которых немало на территории Сербии. Это Студеница, Сопочаны, Милешева, Раваница, а также, конечно, Высокие Дечаны, Печская Патриархия и Богородица Левишка, которые находятся в Косово, и многие другие. Для обычных туристов – это хорошая еда, веселая расслабленная атмосфера, гостеприимные и дружелюбные сербы, в некоторых местах очень красивая природа, особенно на западе и юго-западе Сербии. 

Владимир Басенков

Фото – фейсбук

Читайте также – Оливер Томич: «Духовная партизанщина» – форма борьбы против ядовитой цивилизации Запада»

Поделиться новостью