Сербская Церковь

Ранко Гойкович: Строительство сербско-русского храма – одно из самых позитивных событий в жизни Сербской Церкви

В последние несколько лет ситуация в Сербской православной церкви во многом оказалась в тени событий в Черногории и Косово и Метохии. Чем же живет сейчас Сербская Церковь в целом? Наш автор Владимир Басенков побеседовал о проблемах и успехах Сербской Церкви глазами мирянина с известным сербским православным публицистом и переводчиком Ранко Гойковичем.

– Добрый день, Ранко. Хотелось бы поговорить с Вами о жизни современной Сербской Православной Церкви, ее проблемах и успехах глазами мирянина. Наверное, такой взгляд можно назвать если не беспристрастным, то уж точно независимым. На Ваш взгляд, какие проблемы сегодня особенно остро стоят перед СПЦ? О внешних вызовах – государственном рейдерстве в Черногории, многострадальном Косово и македонских раскольниках мы сегодня еще поговорим. Хотелось бы узнать, каковы внутренние проблемы Церкви сегодня…

– Трудно говорить верующему мирянину о внутренних проблемах в Церкви. Могу сказать с точки зрения человека, который предпочитает традиционное Православие модернистским течениям. Тут уже заметно, что и в самом священноначалии существуют, мягко сказано, два блока – традиционалисты и модернисты (экуменисты). Наверное, существует и, условно говоря, разделение на тех, которые готовы снисходительно относится к некоторым для Церкви неприемлемым внедрениям не только в жизнь, но и в законодательство Сербии, и тех, которые открыто критикуют власть за это. Уже в этом вопросе наверное не все традиционалисты и не все модернисты в одном лагере. Но, соборность священноначалия, слава Богу, вопреки различиям, пока сохраняется.

– Можно ли сегодня говорить о духовном подъеме в обществе сербского мира?

Роль Церкви именно в этом. Ситуация в Черногории показала, что духовный подъем возможен. И другой очень важный урок, который можно усвоить из происшедшего в Черногории. Под омофором святителя Саввы и святого Василия Острожского сербский народ в Черногории сегодня воздвигает предивный храм – храм обновления духовности Черногории. Надо понять, что только молитвенные литии и покровительство святого Саввы и святого Василия Острожского могли принести такие величественные плоды. Никаким партиям и демократическому потенциалу это не под силу. Сегодня Черногория является подтверждением того, что всякое минимально искреннее выражение почитания и молитвенного обращения к великим Божьим Угодникам всегда будет богато вознаграждено Свыше. Также, этот опыт Черногорско-Приморской Митрополии СПЦ показывает, что тезис об аполитичности Церкви – ложный. Церковь своим оружием  – литиями и крестными ходами – подняла дух народа до такого уровня, что сброшено богоборческое правительство Черногории.

– Насколько активны миряне в деле управления Церкви и, непосредственно, отдельных общин? Участвуют ли миряне, в том числе с правом голоса, в Поместных соборах, епархиальных съездах или приходских собраниях? Как осуществляется управление церковной собственностью в СПЦ – с участием мирян или здесь полностью зона ответственности духовенства?

– К сожалению, миряне выброшены из дел управления, даже не участвуют в выборе Патриарха. Но уже в епархиальных съездах и особенно в приходских собраниях, миряне предельно активны. Каждый приход имеет свой «церковный совет», где часто больше мирян, чем священников…

– Какие позитивные духовные изменения произошли в жизни СПЦ и сербского общества в целом за последние 5, 10, 20 лет?

 Очень важное достижение – введение предмета «Наука о вере» в школах Сербии и Республики Сербской. К сожалению, внедрение такого идиотского предмета в школе как «Гражданское воспитание» и поддержка его за счёт «Науки о вере» со стороны прозападного сербского правительства, привело к снижению значения этого достижения (говорю про Сербию, в Республике Сербской нет такого идиотского предмета). Для меня лично, перемены на Богословском факультете в Белграде – определенное духовное достижение. Нельзя забывать, что совсем недавно некоторые профессора (между ними, к сожалении, были и епископы) этого факультета поддерживали «обезьянологию» – так многие православные сербы называют теорию Дарвина…

– Кого бы Вы назвали по-настоящему духовными авторитетами и лидерами сербского народа из ныне здравствующих епископов, священников и, возможно, мирян и почему?

Если говорить про епископов, надо начать с Патриарха. Конечно, огромная часть сербов уважает своего Патриарха, но, очень многие считают что Патриарх слишком снисходительно относится ко многим шагам власти. Понятно, что всегда, а особенно сегодня, государство имеет серьёзные рычаги воздействия на политику Церкви, но всему должен быть предел. После брутальной акции полиции в Белграде во время беспорядков, по-моему, Церковь должна была реагировать. Одно – когда их жесткая реакция направлена против хулиганов, другое – когда видно, что полиция жёстко бьет людей, которые сидят на скамейке и не оказывают никакого сопротивления. Наверное, Его Святейшество многое терпит из-за вопроса Косово…

Несомненно, что очень яркая личность – митрополит Амфилохий – является духовным авторитетом для многих сербов. Есть ещё несколько епископов, которые в своих епархиях, и не только в своих, очень почитаемы между верующим православными людьми. Помянул бы как самые яркие примеры в этом отношении несколько епископов – Йоаникия Будимлянско-Никшичкого, Ефрема Баня-Лучского, Никанора Банатского, Василия Сремского

Несколько игуменов сербских монастырей имеют очень много почитателей между верующим народом, помяну Симеона Рукумийского, Стефана из Великой Ремети, Варнаву из монастыря Кувеждин, Дионисия из Липовца. В Черногории очень почитаемы отец Иоиль и отец Бенедикт… Совсем недавно мы остались без двоих тоже очень почитаемых игуменов – усопших архимандритов Андрея из монастыря Сланцы и отца Иоанна из обители Тресие…

Что касается мирян, к сожалению, уходят многие великие авторитеты. В последнем десятилетии остались без Предрага Драгича Киюка, Жарка Видовича, Антония Джурича… Сегодня между «ветеранами» в православно-патриотическом корпусе, особенно почитаемы историк, академик САНУ профессор Василий Крестич и профессор Серболюб Живанович, председатель «Международной комиссии за правду о Ясеноваце». Конечно, существует ещё много авторитетных и очень почитаемых людей.

– Как чувствуют себя православные сербы сегодня в Боснии и Хорватии? Удалось ли преодолеть ту жестокую сербофобию, которая имела место в конфликтах 1990-х? Насколько многочисленны епархии СПЦ в этих государствах, и с какими проблемами сталкиваются верующие?

Что касается Боснии и Герцеговини, там сербский народ, слава Богу, создал Республику Сербскую,  в которой проживает огромное количество православных сербов. Все проблемы, конечно, не решены, но Республика Сербская защищала и защищает свои права и права сербского народа в Боснии и Герцеговине.

Что касается Хорватии, там ситуация очень тяжелая для сербского православного народа. Волею сильных мира сего, страна, которая в две мировые войны был на стороне проигравших, не получила за этого никакого наказания, а наоборот, безнаказанно перешла в ряды победителей. Это было возможно в значительной степени благодаря Ватикану. С уверенностью можно сказать, что Ватикан является главным генератором сербофобии в Хорватии. Следует отметить, что в Словении такой сербофобии не существует. На рубеже православной и римско-католической цивилизации на Балканах находятся, с одной стороны – сербы, с другой – хорваты. Русскому читателю это понятно: русофобный воинствующий полонизм существует веками, на рубеже русского православного мира и римско-католической Польши, однако явной русофобии нет в Чехии и Словакии. Генератором этого воинствующего полонизма является (как и на Балканах воинствующего кроатизма) Ватикан. Так, в периоде войн 1990-х гг. ненависть к сербам в Хорватии распространялась с самого верха хорватского государства. Это историческая преемственность, вековое определение хорватской политики и хорватского национального сознания, которое и сегодня никуда не делось. Понятно, что там сербы не могут ожидать ничего хорошего…

– Ну, теперь можно и про Черногорию. Ваш прогноз: возможно ли исправление ситуации в отношениях Церкви и государства? После выборов в информационных сводках новости о противостоянии стали просачиваться гораздо реже, если не сказать, что исчезли совсем. Затишье перед бурей? Закон могут отменить? И, кстати, Ваше личное мнение: зачем вообще было принимать этот отвратительный акт, раскалывающий общество Черногории?

Про Черногорию я уже говорил по поводу духовного подъема. Конечно, этот богоборческий закон могут отменить. Новое правительство должно знать, что это их первая задача, без они которой не смогут ничего делать. Весной сего года для «Русской Народной Линии» я написал статью, в которой обозначил несколько причин принятия этого отвратительного акта. Изложу коротко без подробного обоснования три основные причины провоцирования волнений в Черногории из этой статьи:

– Первую причину озвучил генерал Ходжес, бывший командующий НАТО в Европе: Православие и Сербская Православная Церковь являются главными препятствиями для окончательного поглощения Балкан блоком НАТО.

– Вторая причина – десница Иоанна Крестителя, которая хранится в Цетинском монастыре. Хорошо известно, что Ватикан через Мальтийский Орден давно намеревался заполучить эту великую святыню, которую русские эмигранты, бежавшие от революционной напасти, передали Сербской Православной Церкви для защиты.

– Захват храмов в Черногории. Этот закон должен послужить моделью для захвата храмов СПЦ в Косово и Метохии (епископ Иоанникий впервые обнародовал этот план перед величественным церковно-народным собором в Никшиче).

– Про Косово спрашивать больно. Я еще в школу ходил, когда произошло то горькое отделение региона от Сербии со всеми вытекающими. Ощущение, что за десятилетия ничего не изменилось: сербов продолжают буквально выдавливать с территории, православные храмы страдают от вандалов, мировое сообщество старается не обращать на происходящее внимание… В обозримом будущем сегодня видится какое-то решение проблемы? И главное: кто-нибудь собирается защищать православных и их святыни в Косово?

Как история человечества резко разделена на историю «до Христа» (богоборцы ненавидели Христа так сильно, что они ввели термин – до «Новой эры») и историю «после Христа», так и история сербского народа резко делится на историю Сербии «до Косовской битвы» и «после Косовской битвы». В истории Сербии ни одно другое событие после Косовского сражения не имело такого значения. И вся более поздняя история нашего народа была глубоко пропитана, подпитывается сегодня и будет подпитываться до конца времён печатью Косова. Эта Косовская печать имеет две стороны: светлую Лазареву и темную Вукову.

Блаженопочивший Патриарх Сербский Павел про Косово сказал такие пророческие слова: «В XXI веке Косово станет испытанием для всех нас – от скромных тружеников повседневной жизни до патриарха и вождя сербского племени. Если мы не будем достойны Косово, мы не будем достойны нашего земного существования. Мы исчезнем, как если бы нас не было, и на нашем месте будет жить кто-то другой“.

Уверен что, когда придет и если придет время сербам воевать за Косово, многие будут поражены, сколько сербов готовы воевать за Крест честный и свободу золотую…

– Не так давно Македония в лице премьер-министра обратилась к патриарху Варфоломею за предоставлением «томоса» на признание и получение статуса автокефалии. Надо сказать, что история легализации расколов после Украины не столь однозначна: если ПЦУ было создано при участии Фанара, то Джуканович добро от Константинополя не получил. Как Вы думаете, насколько реально признание Македонской Церкви и если это произойдет, какие будет иметь последствия для Балкан и всего православного мира?

После признания украинских раскольников, от Варфоломея можно ожидать всего. Проблема Варфоломея и, к сожалению, многих братьев в Греции в таких заявлениях: «Наши братья-славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашего народа в Православии». Мы помним, что слова о первенстве других наций над славянами, немного в другой и в более резкой форме, нам уже знакомы из трудов Маркса, Энгельса и Гитлера. Цинизм Фанара лучше других понимают сербы, потому что именно фанариоты упрекали сербов и оправдывали мнимым сербским национализмом злодейскую бомбардировку Сербии неонацистским НАТО-пактом! Разумеется, каждый верующий православный славянин отдает должное великой христианской истории греческого народа. Но, когда беседуешь с греками, можно слышать только величание «великой культуры эллинов», на которой построена вся мировая цивилизация. Если что-то критически скажешь о древних эллинах, тебя сразу посчитают «врагом греков». Такое болезненное историографическое стремление навредило и будет вредить больше братьям-грекам, чем славянам.

– Насколько сложным можно назвать положение Охридской архиепископии Сербской Церкви в Македонии? С какими проблемами сталкиваются верующие и духовенство?

К сожалению, я мало знаю о ситуации в Македонии. Несколько друзей, которые там побывали в прошлом году, говорят, что СПЦ живёт практически как во время Катакомбной Церкви, но говорят, что в таких условиях «церкви-квартиры» они ощущали большую благодать. Так что, как говорится, Господь проявляет Себя в нашей немощи…

– О хорошем. Назовите три важных позитивных события в жизни Сербской Церкви последнего времени.

– Во-первых, крестные ходы в Черногории. Во-вторых, строительство сербско-русского храма и духовного центра в Баня-Луке. В-третьих, защита традиционного Святого Причастия во время пандемии вопреки усилиям богоборцев из «Кризисного управления по вопросу пандемии», с исключением бывшего и нынешнего епископа Герцеговины – Григория (сегодня немецкого) и Димитрия (сегодня Герцеговинского) которые ввели недопустимые новшества по вопросу Великого Святого Таинства.

– Спасибо за интервью, Ранко. Будем рады побеседовать с Вами снова.

Спаси Господи!

Читайте также –Черногорский раскол: последний козырь Джукановича?

Поделиться новостью