игуменья Теодора

Беседа с игуменьей Теодорой (Васич): “Уже не я живу, но во мне живет Христос”

Игуменья Теодора (Васич), в миру Елена, родилась в Белграде в 1967 году. Во время учебы на Православном богословском факультете Белграда она ушла в Свято-Введенскую обитель (Белград, Сеняк). В 2000 году её постриг в монахини приснопамятный Святейший Патриарх Сербский Павел, а 19 марта 2020 года она стала игуменьей Свято-Введенской обители в Сеняке.

По благословению митрополита Амфилохия (Радовича) мать Теодора, еще будучи послушницей, написала два труда: «Первая сербская игуменья Мелания Кривокучин» и «Вклад в церковную педагогику игуменьи врачевшницкой Анны Аджич». Кроме того, мать Теодора выступала на собрании с докладами «О возрождении сербского монашества» и «Христианка в миру».

Людям, знакомым с матушкой, будет понятно, почему студенческий портал беседует именно с ней, почему некоторые вопросы касаются не только Церкви Христовой, но и молодежи, и жизни в быту. Тех, кто с ней не знаком, настоящей беседой хотим ознакомить с восприятием мира в монашестве в настоящее время, а также со стараниями матушки разбудить в нас сознание того, что такое Жизнь.

В первую очередь, матушка, Бог в помощь! Спасибо Вам за то, что согласились побеседовать с нами. Для нас, сотрудников студенческого портала и журнала, который старается рассказывать о подлинных ценностях, эта беседа очень важна!

Бог в помощь! Благодарю вас за приглашение на беседу для вашего студенческого журнала.

Меня очень впечатлила фраза, которую я услышала от Вас: «Когда я пою или читаю на клиросе, я говорю себе: читай и пой, как будто в первый и последний раз». Вы можете рассказать нам более подробно о «первом и последнем разе»?

Если человек смотрел в лицо смерти, он отлично понимает мои слова о том, что я стараюсь читать и петь как в первый и в последний раз. Если вы понимаете, что Бог предоставил вам возможность и время, продлил жизнь, по Ему ведомым причинам, то вы не можете жить, работать и действовать на тридцать или семьдесят процентов силы и воли. В служение и благодарность Богу вы вкладываете сто или двести процентов себя. Молодые люди часто думают и мечтают «долгосрочно», и это характеристика молодости. Но верующий человек, как и любой другой, должен быть реалистичным и осознавать мимолетность настоящей жизни, он должен быть трезв и мужествен. Человек должен любить Бога, так как Бог горячо любит каждого человека. Эта любовь побеждает всю нашу гордость, высокомерие, престиж, мечтания и эгоизм. Любовь тесно взаимосвязана с жертвой, то есть она переплетается с ней. Человек должен жертвовать собой, таким способом он проявляет свою любовь и ставит печать на нее.

Без жертвы нет никакой любви. Это самообман и разорение, которые уничтожают человека и ведут его к отчаянию. Я же говорю о жертвенной любви, в центре и сути которой Христос. Когда человек Ему служит, особенно в монашеском, Ангельском чине, он только возвращает малую толику за Его бесконечную и непрекращающуюся любовь. Молодость не является гарантом здоровья и долгой жизни. Человек может быть приглашен в Вечность в любой момент. Исходя из этой позиции, я становлюсь на клирос, начинаю любое служение и послушание. Это сознание должно быть освященным, сухим законом (как говорят русские) для моей жизни. Это нетрудно, это по свободе, по любви, и это потребность моей души. Такой подход, конечно, затем можно применить и в отношениях с другими, с ближними, незнакомыми, нуждающимися, или с людьми, которые нас оскорбляют, обижают, которые на нас клевещут или ненавидят нас.

Мы никогда не знаем, делаем ли мы что-либо в последний раз, и вкладываем в это столько сил, как будто действуем в первый раз. Сильно, верно, преданно, утонченно, наилучшим, по возможности, способом, и как будто это впервые. Не жалея «маленького себя», не щадя своих сил, потому что мы питаемся Христом.

В беседах с молодыми Вы всегда напоминаете о том, как важно мужество. Как важно хранить достоинство, хранить образ Божий, который нам дан. Как Вы смотрите на путь, который молодежь сегодня чаще выбирает, много ли молодых людей в Церкви?

Наше время — это время апостасии (греч. αποστασία — термин в религии, который обозначает вероотступление, а тем самим и отступление от Церкви; в православии он обозначает отвержение Господа Иисуса Христа), страшного безбожия, ужасной безнравственности и извращенности, обмана и фантазии. Молодежь во всем мире, в том числе и молодежь нашего рода, предпочитает жизнь без Бога и без обязанностей. Они выбирают жизнь слишком большой и опасной свободы, жизнь нереальных целей и без смыла. У них нет фундамента и стержня в жизни, поэтому они легко поддаются соблазнам, погибели и блуждают. Они очень молодыми оскверняют свою душу и жизнь, даже свое будущее, и первая серьезная жизненная проблема или смерть делают их нестабильными. Они считают, что им все позволено, что они могут все, что никто не имеет права на них и их жизнь. Даже оспаривают право родителей давать им советы, и самих родителей забывают. И такая жизнь, часто под воздействием наркотиков, алкоголя и разврата, приводит их к убийствам, самоубийствам, психическим расстройствам и заболеваниям.

Молодые люди, да и все мы, должны знать, что в первую очередь мы принадлежим Богу, затем родителям, потом Православной Церкви и Отечеству. У нас нет права растрачивать свою жизнь, так как мы должны отвечать за нее на каждом уровне. Несмотря на то, хотим мы признать это или нет, так оно и есть. Все остальное — бегство от ответственности и здравого смысла (истинного пути). Многих детей дома не воспитывают, не учат быть хорошими, благородными, нравственными, добросовестными, верующими людьми, уважать своих родителей, любить свою Церковь, жить церковной жизнью, любить и защищать свое Отечество (не только с оружием в руках в случае войны, но всегда — своей нравственностью, своей чистой жизнью и преданностью Отечеству и Богу).

Мало тех, кто учит своих детей быть достойными людьми.

Не гордыми, не высокомерными и надменными, но достойными.

Не наивными, не простыми, но достойными.

Мудрыми, как змии, и простыми, как голуби (Мф. 10: 16).

Вы видите вокруг себя множество молодых людей, которые ведут пустую и очень порочную жизнь, видите, как они проводят её и чем все это заканчивается. А матери остаются в трауре. Сколько молодых жизней погублено по невероятно глупым и ничтожными причинам. Это потому, что не работали с этими маленькими людьми, пока это было возможно, потому что они вошли в какие-то уголовные или развращенные круги общества. И где надменность жизни, где гордость, нечестно приобретенная роскошь, где деньги, за которыми гнались и страдали, куда сейчас попали эти души?..

Бог любит мужественных.

Не мужественных в глупости или сумасшествии, но мужественные души, благородных и крепких людей, ответственных, нравственных, с освященным умом и очищенной душой.

Что Вы говорите людям, которые спрашивают Вас о поступлении в послушники? Какие советы даете тем, кого интересует монашеский путь?

Если человек спрашивает о поступлении в послушники, я спрашиваю его, готов ли он к беспредельной жертве. Она не страшна и не кажется большой, если приносится по любви. Если решение непрочное, если оно принято на скорую руку или по каким-нибудь другим причинам (в момент восторга), человеку лучше не перешагивать монастырского порога. Главный совет кандидату — это быть ИСКРЕННИМ. Без этого не может быть и речи о жизни в обществе, тем более о духовной жизни.

Человек, у которого есть призвание, имеет большую любовь к Богу и монашеству. Он отдает себя Христу и принимает, в свою очередь, бесценные дары – безвозмездную благодать. Но человек должен быть не только призван — он должен иметь выдержку, непрестанную ревность, силу, волю и любовь. Монашеская жизнь — это бескровное мученичество.

Якорь жизни как тайны глубже всего покоится в центре Креста.

Уже не я живу, но живет во мне Христос (святой апостол Павел, Гал. 2: 20).

Кроме пения духовных произведений, Вы занимаетесь каллиграфией, ведете школу церковнославянского языка и церковного пения, а также пишете стихи. Что вдохновляет Вас для их написания, для создания и на какие темы Вы чаще всего пишете?

Один из моих духовных отцов (русский иеромонах в возрасте), который с ранней молодости пишет духовную поэзию, говорит, что человек должен остерегаться музы и быть открытым для благодатного вдохновения, творчества после богослужения или молитвы. Я не могу точно ответить на вопрос, что меня вдохновляет, просто какая-то глубокая связь между мной и текстом кристаллизируется в молитвенном общении и в размышлениях о Боге, жизни, людях…

«Монашество — это украшение и цвет христианства. Оно своей святостью привлекает внимание ревнителей благочестия и множество их, почерпая вдохновение в монашестве и воспламеняясь любовью к нему, захотели стать участниками этого ангельского чина на земле». Старец Савва Псково-Печерский (из книги «Господи, Ты моя Жизнь»). Это цитата, которой начинается Ваш текст под названием «Жизнь и Подвиги игуменьи Анны Аджич». Однажды Вы сказали: «Я учусь быть монахиней». Возникает вопрос: кто такой монах?

Монах — это человек не от мира сего. Он сделал шаг за его пределы и живет в другом измерении, потому что у него есть призвание, а другим он кажется странным, сумасшедшим, отверженным. Он покинул этот мир для того, чтобы мог лучше послужить ему – молитвой о всем мире и о всех людях. День и ночь, каждый час, секунду и миг. Время на земле покрыто молитвами монашествующих и священников.

Монах — это душа, которая не может без молитвы и богослужения. Он живет над своим естеством и терпит нереальные искушения, принимает чудесные и неизмеримые Божественные утешения и помощь. Монашество и священство — это духовная аристократия православного народа. На протяжении последних двадцати лет монастыри и монашество часто изображаются и воспринимаются как фольклор сербского народа.

НЕТ, монашество это что-то другое, ни в коем случае не это.

«Совместное проживание мужчины и женщины — это не только близость в пространстве, а полное двухличностное единение в одно существо: „И станут двое одной плотью“. Это мистическое единение мужчины и женщины, тайна, превышающая наш разум. В браке всегда есть муж, жена и Бог, Который соединяет их. Брак, как и девственность, является харизмой, благодатным даром. Брак установлен при самом создании женщины. Брак не должно отождествлять с размножением – рождением. Евангелие даровало женщине много, оно ее служение сделало духовным и обладающим таким высоким смыслом, что ни одна жертва не кажется слишком большой в чистом свете Божественной любви“ ». («Христианка в миру» — м. Феодора (Васич).)

Видение брака в настоящее время, на мой взгляд, все меньше является тем, о чем Вы пишете в своем труде «Христианка в миру», а все чаще синонимом для брака становятся: скорбь, обязанность, самоуничижение… Что на самом деле происходит, из-за чего мы забыли существенное значение священного таинства брака?

Современное видение брака в достаточной мере мрачное и бледное, больное и усталое. Бог дал привлекательность для того, чтобы двое людей, мужчина и женщина, венчались, рожали, любили и уважали друг друга, помогали друг другу и вместе ожидали Вечности. Раньше существовали настоящая любовь, истинное уважение, стыд, жертвенность, терпение, взаимопонимание и поддержка. В настоящее время этого очень мало. Люди потакают новым «навязанным и чокнутым» ценностям, разоряют себя и своих ближних, и опять они не счастливы по-настоящему, если выступают из своего нормального окружения. Раньше у людей было больше детей и намного меньше разводов. Сейчас у них больше партнеров и меньше детей. Никто никого не хочет терпеть. Все сводится к нескольким годам совместной жизни, рождению одного ребенка, и тогда все повторяется по кругу, новая жизнь, новые люди, новые друзья, брак аннулируется и человек гуляет сам по себе, пока не изуродует себя в поисках «счастья». И так называемые «гражданские браки», то есть незарегистрированные союзы и прозябание на несколько лет отнимают у человека благословение, и радость, и жизненные силы, а о достоинстве, мужестве и доблести в браке и говорить нечего… За тяжелое состояние в нашем народе и в наших семьях отвечаем все мы, каждый человек по отдельности.

Если бы Бог находился на первом месте в жизни каждого из нас, все остальное было бы на своем месте. Люди смеются над верующими, они живут как живут, без стыда, без страха от последствий такой жизни, мечтая о «счастье» — это слишком смешно. Мы как народ настолько непросвещенные, неочищенные, мы живем без исповеди, без покаяния, без Причастия. Разные виды зла вселились в народ, а неверие хуже всего. Если нет веры, чистоты жизни и благословения, начинается погибель народа. Прискорбно и грустно то, что народ святого Саввы творит такие вещи.

И дети, которые рождаются, наши дети, видят, что делают родители и общество, а затем и они продолжают так жить, и порочный круг не заканчивается. Люди не чувствуют потребности спасаться, жаждать спасения души. Для них весь смысл заключается здесь, на земле, полной плевел и боли, полной несправедливости.

Я упомянула Ваш труд под названием «Христианка в миру». Как изменилась сейчас «христианка в миру» сейчас по сравнению с прошлым?

Женщина своей нравственностью хранит свою нацию. В этом плане христианка в миру изменилась. Матери раньше занимались воспитанием своих детей, и они являлись примером, а сейчас мы стали мягкими, слабыми, искусственными, надменными и пустыми родителями. Ни в одной мусульманской стране вы не найдете «приют для беспризорников». Нигде. А в православных странах их сколько угодно, потому что матери или девушки зачинают и убивают своих детей, кричат на весь мир и Вселенную о том, что ни у кого нет права на их тело. А они сами его оскверняют и обесценивают.

Церковь говорит, предупреждает и просит их хранить себя, однако Новое время, время отступления от Бога и Церкви, учит женщину, что она ничья и только своя. Это не так! И демону, и Новому времени удалось обмануть женщину.

«Каждый человек должен понимать и задумываться о смысле жизни. Он должен почувствовать и осознать свою ответственность перед Богом и всеми людьми. Затем он должен обратиться, не жить только для себя (потому что он будет одиноким, несчастным и пустым) и жить с другими и для других, исполняя волю Божью. Христианство это не богословская схема, а жизнь на практике. По словам нашего преосвященного епископа Афанасия (Евтича): «Православие это Крестоношение!» Я хотела бы продолжить его слова словами профессора и ректора крагуевацкой семинарии, протоиерея Зорана Крстича, который сказал: «Я не существует(-ю) без ТЫ!» Могли бы Вы рассказать нам об этом более подробно?

Да, Православие это Крестоношение в настоящем и полном смысле этого слова. У нас нет иного пути, кроме пути до Воскресения через Голгофу. Через многие скорби и страдания нам надлежит войти в Царство Божье. Мы должны очищаться через эти испытания, страдания, скорби и болезни, готовиться и возрастать для Вечной Жизни со Христом и всеми святыми. Конечно, только в обществе других людей мы можем почувствовать любовь и спасаться. Без этого другого нет никого из нас. Литургия — это предвкушение Царствия Божьего здесь, на земле. Господь тоже сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

Современному человеку это сложно понять, потому что он отвергает веру, он стал эгоистом, тесным, беснующимся, жадным, и живущим в грезах. Множество людей убегают от действительности, и это страшно.

Тексты некоторых песнопений, которые Вы спели и записали, написал иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). Отрывок из стихотворения «Пел слепой…» гласит:

Пел слепой, прося немного хлеба,
Хлеб иной прохожим предложив…
Но прохожий, сытый и безпечный,
Этот хлеб не захотел вкушать.

Можете ли пояснить нам значение этих стихов?

Это то, о чем я уже говорила, что должно быть: УЖЕ НЕ Я ЖИВУ, НО ЖИВЕТ ВО МНЕ ХРИСТОС.

Если человек понимает смысл жизни, приоритеты сами складываются по очереди. Бодрствование это прекрасная добродетель, которую надо стяжать и которой надо держаться, а еще больше —трезвых и молитвенных духовников. Заповеди Божьи несложные. Человек сам запутывается мысленно, жизнью, беспрестанными словами в массе глупостей и извращений, поэтому он Заповеди воспринимает как бремя и препятствие перед совестью и собственным уродством. Но вместе с покаянием и очищением душа вопит к Богу, тем самим благодать вселяется и помогает такой душе, она её носит и поучает в духовной жизни.

Заповеди на самом деле — предупреждение о том, чего мы не должны делать для того, чтобы не повредить себе, чтобы не погибнуть, а также чтобы других не вести к погибели. Бог хранит нас ими, как родитель хранит маленького ребенка и советует ему, что он должен делать и что не должен. Часто можно услышать, что Православная Церковь должна стать более современной, приспособиться к современному человеку, а это очень наглая глупость. Православие —всевременное, надвременное явление, и оно всегда современно. Люди одни и те же, грехи одни и те же, враг человека и его спасения один и тот же. Церковь и православная вера двадцать столетий указывают человеку на угрозы, показывают истинный путь, утешают, милуют, помогают, исцеляют, освещают, просвещают, вразумляют, восстанавливают и ведут человека в Вечность, в бесконечную жизнь.

Христос — единственное новое под небом с начала мира.

Христос безначальный и вечный, живой Богочеловек.

В конце беседы я попрошу Вас добавить к разговору то, что я упустила, сказать слово наставления для студентов, которые читают этот текст, и для людей более старшего возраста.

Сколько бы жизнь ни продолжалась, она всегда короткая.

Нам дано все, время в том числе.

У нас все будет отнято, время в том числе.

Никто не знает, сколько у него времени. Поэтому мы должны мудро пользоваться им во спасение своей души, спасение своих ближних и всех, кто нам встретится на жизненном пути.

Непрестанные развлечения, надменная жизнь, жадность, «статусные символы» (о, как гордо и скорбно это звучит), борьба за власть, мировую славу, богатство и безнравственную жизнь — это пустышки, которые бес дает человеку для того, чтобы его полностью уничтожить. Человек отдается всему этому, потому что он убегает от реальности, от смерти, от Бога, от совести, от жизни. В этой скверне он ищет утешения, «счастья» (о, какое дурацкое слово), удовольствия и мира. На самом деле, ничего в этом нет.

НЕТ – это огромная пустота, которая становится все больше, по мере того как мы все больше и больше закрываем глаза и сердце для Бога, Церкви и Правды. Бог подарил нам жизнь и свободу, драгоценные дары, а мы к Богу, жизни и свободе относимся скверно, высокомерно, низко и дерзко. Мы думаем, что Бог смотрит на нас сверху, а Он смотрит на нас изнутри. У маленького человека большой аппетит и ограниченный выбор.

«Если мы будем жить духовной жизнью, мы будем отличать истину от лжи. Потому что Бог будет извещать нас» — говорит старец Паисий.

Главная епитимия (духовная педагогическая мера) нашего века — ТЕРПЕНИЕ. Все, что с нами происходит, что Бог дает нам, пусть на все будет Воля Божья. Все это надо воспринимать спокойно, без паники и отчаянья, без роптания, без злых помыслов о себе или ближних. Мы страдаем из-за своих грехов.

Спасибо Вам за возможность с Вами побеседовать!

Пусть благодать, которая излилась на Иордане во время Крещения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа от руки Иоанна, изливается на все души нашего народа, и пусть Господь, когда наступит время, узнает и признает нас Своими.

Беседа с игуменьей Теодорой опубликована в сербском журнале «Сазнанье» (2021, N 5)
Перевод на русский Марины Тодич
Сайт «Ветрово»

Поделиться новостью