В Сербии Путина любят больше, чем местных политиков

 

Владимир Путин в Сербии

Томислав Николич недавно сказал, что президент России Владимир Путин несомненно победил бы на сербских выборах. Исследования общественного мнения показывают, что в Сербии Путина оценивают выше, чем любого сербского политика.

Деятельность Путина внимательно отслеживается и оценивается, особенно все то, что он делает в свободное время. Так пресса опубликовала новость о том, что болгарский президент подарил Путину щенка с фотографиями на которых русский президент гладит щеночка. Но настоящим хитом стала встреча Путина с сербскими байкерами.

Есть ли еще в какой-то другой стране подобный пример, когда иностранный политик популярнее отечественных?

Срджан Богосавлевич из «Ipsos Strategic marketing» говорит, что точного ответа дать не может, но Сербия явно среди немногих государств, где подобное происходит и где Путина граждане оценивают выше, чем собственных политиков. «На территории Косово и Метохии ситуация сходная, только там лидируют западные, прежде всего американские политики».

Саша Живанов, профессор факультета политических наук на пенсии, напоминает о примере Хорватии и их благодарности Германии: «Данке, Дойчланд!»

Вопрос в том, является ли оценка сербами Путина рациональной или иррациональной.

Богосавлевич отвечает, что в Сербии очень хорошо думают о России, которую рассматривают как дружественную страну, защищающую Сербию. «Это мнение о России становится еще лучше, когда происходит что-то конкретное, вроде визитов Путина и Медведева в Сербию или заключения энергетических соглашений и отправки гуманитарной помощи для северного Косово. Путин, как известнейший представитель России, привлекает значительное внимание, а когда к этому добавляется то, что по мнению многих главным недостатком сербской политики является отсутствие «твердой руки»», при том, что Путина считают именно подобным лидером, то нет ничего удивительно в той популярности, которой он пользуется в Сербии. У тех, кто хорошо к нему относится есть свои рациональные причины, что видно из периодических скачков популярности России и российских политиков именно тогда, когда с их стороны есть какая-то деятельность. Но в подоплеке ситуации есть много иррационального, начиная от совершенно справедливого факта общих славянских и православных корнях, до не имеющей никакого основания убежденности в том, что Россия крупнейший меценат в Сербии», – объясняет Богосалвевич.

Сава Живанов считает, что оценка Путина вероятно и рациональная и иррациональная, а Предраг Маркович, историк, полагает: «Это эмоция и мнение о том, что он спас Россию. У Путина больше личного стиля, чем у Берлускони или Саркози. С ним связывают подъем России в 21 веке».

Очевидно, что есть причины, неважно рациональные или нет, по которым Путина так высоко ценят в Сербии. Живанов полагает, что в Сербии царит уверенность, что без России Сербии не прожить. «В девяностые годы прошлого века Россия была слабой и у нас уверены, что если поднимается Россия, то поднимется и Сербия».

Связана ли оценка Путина с той экономической и политической поддержкой, которую Россия оказывает Сербии?

Маркович считает, что люди это не измеряют, а лишь имеют об этом впечатление. «К примеру, Япония это делает эффективно. Их помощь была заметна, так как люди ездили в новых автобусах». Живанов объясняет, что в России капитализм и хозяева ведут учет своим деньгам. «Но Россия все равно оказывает нам помощь. Однако, здесь нет готовности к получению этой помощи. Подписано соглашение о кредите, но с российской стороны попросили, чтобы мы конкретно проработали программу работ, под которые выдается кредит. Мы даже не определились с программой, а тем более ее не проработали. Нужно отметить, что и запад хотел бы, чтобы Россия здесь экономически окрепла».

Может ли Путин, с учетом своей популярности, вмешаться в выборы в Сербии, то есть послушались бы избиратели его совета при голосовании?

Богосавлевич считает, что хотя все-таки и заметны усилия некоторых кругов и институтов в России с целью влияния на политические события в Сербии, нельзя сказать, что Путин излишне занимается Сербией и лично влияет на общественное мнение. «А с его популярностью, если захотел бы, то несомненно смог бы».

Живанов полагает, что часть избирателей проголосовала бы так, как советует Путин, но Путин все же уважает правила игры и не посоветует один вариант в противовес  другим.

«Не знаю, он никогда этого не делал даже в Белоруссии. Это было бы необычно. Российскй посол в Сербии Конузин много вмешивается, но если бы вмешался Путин, но это было бы вне политических приличий», – считает Маркович.

Политика 

{loadposition user9}

 

 

Поделиться новостью