Аллеи любви

Пронзительная прогулка по “Аллеям любви” Бунина

По приглашению больших друзей Сербии, замечательных артистов Полины Нечитайло и Виктора Рябова, я посетила прекрасный спектакль режиссёра Евгения Пеккера «Аллеи любви или Последний пароход» удивительного театра «Чеховская студия» в Мелихово.

Этот спектакль уникален тем, что он был поставлен в год 100-летия Крымского исхода и в год 150-летия всемирно известного классика, великого русского писателя и поэта, реалиста и тонкого психолога Ивана Алексеевича Бунина, в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, присужденного директору театра «Чеховская студия» Сергею Фатьянову на осуществление музейно-театрального проекта «Аллеи любви».

Это первая в репертуаре «Чеховской студии» постановка, созданная по произведениям Ивана Бунина и первый спектакль в истории театра, который приглашён к участию в International Adana Theatre Festival.

Тема Крымского исхода в спектакле обозначена пунктиром в начале и в конце спектакля — корабельный трап, столики на палубе, за которыми трое случайных попутчиков рассказывают свои истории, шинели, окрашенная в багрово-красный цвет сцена в финале… Происходящее на сцене сразу вызывает отклик в душе и сочувствие героям и благодарность театру, так бережно оживляющему и соединяющему воедино нашу историческую память.

Аллеи любви… Любви внезапной, неуловимой и непобедимой, дарующей нам бессмертие. Случайны ли встречи на этих аллеях или судьба направляет нас? Как ещё спастись, когда рушится твой мир и меняются эпохи?.. Благодаря техническим и творческим «находкам», вместе с героями спектакля зрители оказываются на корабле и чувствуют себя в «реке времени». Композиция, из которой состоит спектакль, представляет собой непредсказуемое для зрителя переплетение судеб героев. Спектакль – фантазия, спектакль – эмоция, спектакль – воспоминание. О любви реальной и той, что не сбылась. Три истории как три возраста любви, от одержимости до спокойного понимания: «вот она, настоящая»…

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Первая часть спектакля — рассказ «Солнечный удар». О любви внезапной, неожиданной, сбивающей с ног и заставляющей главных героев делать спонтанные и несвойственные им поступки. Не зря её сравнивают с солнечным ударом. Эта нежданная любовь возникла в жизни Поручика (Иван Кожевников) так внезапно, что он сам себе признаётся, что не знает, что же ему теперь делать со этой любовью. Как быть? Попытаться что-то сделать или оставить всё как есть? И едва решившись на смелый и отчаянный шаг, он вдруг сам понимает всю его безнадёжность. Часто в историях о любви мы встречаемся с женскими переживаниями, волнениями и страданиями.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Здесь же показана вся гамма чувств, которые переживает мужчина. Загадочность и таинственность незнакомки (Марина Суворова) и та лёгкость, с которой она соглашается, а потом покидает его, выбивают героя из колеи. Он не ожидал, не был готов. Оттого так мучительно, оттого после подобного опыта он чувствует себя постаревшим. События, разыгрываемые на сцене, занимают буквально пару дней. Но сколько чувств и эмоций было пережито за эти дни. И актёры прекрасно это передали. У истории довольно грустный финал. Но он жизненный. У большинства подобных историй в жизни именно такой, бунинский, финал. Сцена любовного пожара решена целомудренно, лишь намёками. Оригинально использованы для этого качели. Пьянящий танец – кружение на качелях в тишине, под лишь редкие музыкальные аккорды, закружил героев в любовный омут с головой.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Очень интересен воображаемый диалог, который поручик ведёт с исчезнувшей возлюбленной. Не менее эффектна сцена, когда герой пишет письмо незнакомке, но потом сжигает его, так как не знает её адреса и письмо сгорает за одну секунду. Так и любовный удар настигает человека в одну секунду.

Во второй части (рассказ «Ида») повествование ведёт Композитор (Виктор Рябов). Звучит каватина Нормы «Casta Diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма», настраивая зрителей на нужный лад и эмоции.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

О чём говорят мужчины между собой? Конечно, о женщинах! Считается, что мужчины менее романтичным и чувствительны. Ой, не так! Правда, мужики, по русскому обычаю, напились, чтобы снизить накал переживаний. И, вообще, загуляли с горя. Любовь — это не так просто для мужчины. Я и посмеялась над героем, и вздохнула печально: как жаль, что мимо проходит нечто, что могло бы быть судьбой. Кто сказал, что нет любви? Есть и всегда будет. Всегда и во все времена. И у каждого есть воспоминание о прошлой любви, которое мы храним.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Любовь — это величайшее счастье и горе. Особенно хорош финал этой части, очень ёмкий. Композитор, горько иронизируя над собственной неспособностью распознать любовь, говорит всего одно предложение: «Солнце мое! Возлюбленная моя! Ура-а!» и всё становится понятным. Хочу отдельно отметить блистательную актёрскую игру Виктора Рябова.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" БунинаЯ увидела настоящий моно-спектакль в спектакле с ювелирно точными переходами внутреннего настроения героя, выверенными жестами, выразительной живой мимикой.

Третья часть спектакля «В Париже» — один из самых пронзительных рассказов Бунина. В Париже встречаются двое людей — русские эмигранты Николай Платонович (Сергей Фатьянов) и Ольга Александровна (Марина Суворова).

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

«Из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, — счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу, и все напрасно…» У каждого за плечами — исчезнувшие в небытие супруги (её муж «работает в Югославии. Бывший участник белого движения», его «ещё в Константинополе бросила жена и живет он с тех пор с постоянной раной в душе»), тяготы эмиграции, и главное — оглушающее одиночество. Актёры Марина Суворова и Сергей Фатьянов с поразительной остротой показывают их знакомство, эти несмелые первые шаги, мысли, слова.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Их свидание в кино и последовавшее за ним продолжение, на мой взгляд, сильнейшая сцена спектакля. Настолько точно передана в словах и действиях эта неутолимая жажда обрести наконец тепло и душевный приют, когда после стольких лет ожидания не в силах больше терпеть ни минуты. И страх, страх, что всё может оказаться миражом, что злая судьба не даст напиться счастьем вдоволь.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Темы любви и изгнания, невозвратной потери и неумирающей надежды буквально пронизывают и бунинские рассказы, и их воплощение на сцене. Три мужских судьбы и характера — актёры Иван Кожевников, Виктор Рябов, Сергей Фатьянов и одна актриса — Марина Суворова, одна ОНА, такая разная для каждого, воплощение идеала женской любви.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Спектакль тронул до глубины души! Чувственный, страстный, пронзительный! Актёры абсолютно точно передали всю атмосферу чувств, эту химию между двумя людьми. Смотрится на одном дыхании! Отмечу ювелирную работу с текстом Бунина. Непростую задачу, перевести прозу на язык пьесы, в «Аллеях любви» решили изящно и с выдумкой. Отдельно хотелось бы отметить сценографию и костюмы к спектаклю, созданные благодаря вдохновению и таланту профессионального творческого тандема Заслуженного художника РФ Ивана Миляева и художника по костюмам Анны Ефимовой. Авторы спектакля уделили особое внимание исторической подлинности и соответствию эпохе в создании костюмов, что доставляет зрителю эстетическое удовольствие от увиденного.

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

О театре и о других постановках можно узнать на сайте: https://chekhovmuseum.com/theatre/

От себя скажу — приезжайте в Мелихово! Особенно на выходных, когда прогулку по музею-заповеднику А. П. Чехова «Мелихово» можно совместить с посещением Мелиховского театра «Чеховская студия».

Пронзительная прогулка по "Аллеям любви" Бунина

Автор Таня Миленович-Костурков

Поделиться новостью